Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1)

В Ореанде был построен первый царский дворец на Южном берегу Крыма. Через 30 лет дворец сгорел. Владелец Ореанды Великий князь Константин Николаевич из оставшихся после пожара камней возвел храм Покрова Пресвятой Богородицы. Облик церкви навеян архитектурой грузинских церквей XI-XIII веков, она построена в грузино-византийском стиле. Купол Покровской церкви украшает очень редкое в иконографии изображение Спасителя без бороды (на заглавной фотографии). Мозаичные иконы и орнаменты выполнены знаменитым венецианским мастером Антонио Сальвиати. Храм в Ореанде посещал А.П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» - Гуров и Анна Сергеевна - здесь размышляли о вечности и о жизни. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали..."

усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)


Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы..
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 2. Санаторий Нижняя Ореанда.
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 3. Старые фотографии.

Дата фотографий:
2014 год, 4 июля.

усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
2. Церковь находится не на территории санатория "Нижняя Ореанда", поэтому вход свободный.
 

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне.

Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
3. В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утренюю и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
4. На заднем плане звонница храма.
 

После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892), он владел им более 30 лет. Великий князь очень любил эти места. «Рай земной, имя коему - Ореанда», - говорил он. Но участие в государственных делах - Великий князь управлял морским ведомством России, помогал осуществлять либеральные реформы - не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам - отцу и брату, - Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде.

Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Великий князь переселился в скромный императорский домик, который с того времени стали называть адмиральским. Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий».

Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь».

Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Поначалу он пожелал освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется день Святой Пятидесятницы, то решил посвятить его своему любимому осеннему празднику - Покрову Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе.

Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А.А. Авдеев (1819-1885).

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
5. В момент строительства купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
6. Вид на Ялту.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
7. Ливадийский дворец.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
8. Ялта.
 

Первоначально храм предполагали возвести на той самой скале, на которой архитектор К.Ф. Шинкель намеревался построить дворец для императрицы Александры Федоровны в 1840 году, а впоследствии там был дом управляющего имением "Ореанда". Скала была несказанно живописна и высока, и храм господствовал бы над всей Ореандой: его было бы видно со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться. Во-первых, рядом находились винподвал и винокурня Константина Николаевича, и было как-то неприлично по соседству с такими заведениями сооружать храм; во-вторых, расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным. Поэтому Великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика.

Это было одно из красивейших мест в имении с чудесным видом на море, Ялту, Ай-Тодор. Здесь росли могучие низкорослые вековые дубы, на самом большом из них с юго-восточной стороны было решено сделать оригинальную колокольню. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.

Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография хода строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлены шесть наружных крестов. К 14 июля завершены арки и своды центральной части. Великий князь Константин Николаевич был доволен ходом работ.

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
9. Гора Аю-Даг. Ее часто называют Медведь-горой. По своей форме она действительно напоминает огромного медведя, пьющего воду из Чёрного моря. Согласно одной из старинных легенд, громадный медведь, пытаясь задержать беглецов, спасавшихся на лодке, решил выпить море. Пил долго, пока не окаменел…
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
10. Новый колокол был отлит в Донецке в 2001 году.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
11. Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец в Ореанде.
 

Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: «...У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность... И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие». Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д.И. Гриммом, академиком М.В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г.Г. Гагариным.

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
12. Интерьер храма.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
13. Мозаичное изображение Спасителя и Апостолов в купольной части храма.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
14. Интерьер храма.
 

Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. «Я должен сознаться, - писал он, - что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое - изящной и благородной простотой... Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение...».

Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика - это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно «Полтавская битва».

Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма.

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
15. Мозаичные иконы Рождество Христово и Воскресение Христово.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
16. Значительная часть мозаики утрачена.
 

К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
17. Особенно пострадали иконы: сейчас невозможно идентифицировать лики русских святых, изображенных на стенах трапезной части.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
18.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
19. Мозаичная икона Воскресение Христово.
 

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. На основании протокола № 16 от 8 мая 1924 года постановлением Президиума Крымского ЦИК домовая церковь в Ореанде была ликвидирована. Храм передан в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье "как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР", и она "несомненно, должна перейти в ведение ОХРИС для демонстрирования ее перед массами, особенно перед учащимися". На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1925 году церковь была передана Управлению Ливадийским дворцом. Однако борцы с религией искали возможность окончательно закрыть храм.

После печально знаменитого июньского землетрясения 1927 года трещина в алтарной части храма углубилась, частично потрескалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: "Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу". Но Господь не попустил совершиться этому кощунству. Атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однаком сорвать его не смогли - он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым. В 50-х годах выросла в бывшем имении советская здравница "Нижняя Ореанда", один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.

Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Доненко.

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
20. Мозаичная икона Рождество Христово.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
21. Фрагмент мозаичного изображения под куполом.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
22. На этом дереве раньше висел колокол.
 

А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке по традиционной технологии был отлит прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.

В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».

 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
23. Чеховские скамейки.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
24. Вид на Ялту.
 

Старые фотографии

усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Апрель 1885 г. Фундамент храма. Апрель 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова.
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Апрель 1885 г. Сооружение стен храма. Фотография Ф.П. Орлова.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Июнь 1885 г. Возведение арок и сводов храма. Фотография Ф.П. Орлова.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
19 августа 1885 г. Воздвижение креста на купол храма. Фотография Ф.П. Орлова.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Сентябрь 1885 г. Внешняя отделка купола храма. Фотография Ф.П. Орлова.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
1885 г.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
1886 г. Покровский храм в Ореанде.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
План церкви
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
План церкви. Продольный разрез.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Конец XIX в. Интерьер алтарной части храма.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Ориг. рис. (собств. "Нивы") акад. Бенуа, грав. М. Рашевскiй
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Конец XIX в. Старая звонница с колоколами.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Начало XX века.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Начало XX века.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Начало XX века.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Начало XX века.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Начало XX века.
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
Старый дом священника Покровского храм (не сохранился).
 
усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда, Крым)
1990-е годы. Фото В. Евдокимова.

Продолжение рассказа про сгоревший дворец в Ореанде во второй части...

Ссылки

 

http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/cerkov-pokrova.html
http://photo.qip.ru/users/few77/115021015/?sort=name&page=70

Дворец и храм в Нижней Ореанде. Филатова Г.Г. 2-е изд., 2013 г.
Романовы и Крым. Калинин Н., Земляниченко М., 2013 г.

Крым: православные святыни: путеводитель. - Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: "РуБин", 2003.
Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2007.
Дворцы. Усадьбы. Имения. Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Сайт: http://www.krim-palomnik.ru

Спасибо, есть что добавить?

promo deadokey may 22, 13:09 6
Buy for 100 tokens
Рязань – один из старейших городов России с богатой историей и интересными достопримечательностями. Обойти его своим вниманием не просто невозможно. Поэтому 26 августа 2017 года "Усадебный экспресс" приглашает вас совершить путешествие в прекрасную Рязань! Мы переместимся в камерный…
Потрясающая мозаика Спасителя. Думала, что по канонам возможно изображение либо Христа-младенца, либо варианты Спаса Нерукотворного. Спасибо вам большое, - качество фотографий дает возможность хорошо все рассмотреть.
Надо отметить, что практически все раннехристианские изображения Спасителя показывают Его безбородым юношей — таким юным изображен и Добрый Пастырь, и даже Христос в окружении учеников на Тайной вечере в росписях римских катакомб. Первые изображения Иисуса с бородой, появляются со второй половины IV в.
Сомневаюсь,что нам известны сегодня все без исключения раннехристианские изображения.
На Раннехристианских фресках Христос часто изображался в виде юноши-пастуха с ягненком на плече —Добрый пастырь.Это было одно из наиболее распространенных изображений в раннехристианском искусстве олицетворения Христа.
Усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта
Пользователь vakin сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба Ореанда (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта» в контексте: [...] Оригинал взят у в Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1) [...]
И Вам!

Всегда с удовольствием Ваш журнал читаю :)
красивые места, и хорошо показали)
Да мозаики впечатляют.

Я вот только не поняла почему возрождение искусства мозаики Вы приписали великому князю Константину Николаевичу?
В России это искусство возродил Ломоносов.
Потом ими украсили Исакий, примерно в это же время в конце 1880-х начали украшать мозаиками Храм Спаса на Крови. Притом много лет проводились конкурсы и выбирали между немецкими мастерами и питерскими...
Согласен, некорректно написано, лучше написать "внес свой вклад в возрождение мозаики в России"

Со смертью Ломоносова это искусство было забыто, о нем вспомнили только в 1840-х годах, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику. Оно возрождалось благодаря нашим заказам у итальянцев, в частности у итальянского мастера Антонио Сальвиати (1816-1890), который возродил мозаику в Италии.
Спасибо, всю статью прочитал!

В одном из писем в 1886 г. сын Николая I великий князь Константин Николаевич заметил: «Мерещится мысль, чтоб в России, ввелось собственное муссийное дело, как Батюшка ввел в нее мозаичное…» [18].

Безусловно, под «муссийным делом» имелась в виду византийская и древнерусская мозаика. Это подтверждается следующей фразой из брошюры «Заметка о мозаике. Первая частная мозаическая мастерская Фролова»: «Первое применение мозаики (муссия) в России относится к эпохе построения Софийского Собора в Киеве, когда в одиннадцатом столетии Великий Князь Ярослав Владимирович призвал из Византии греческих мастеров-мозаичистов и поручил им внутреннюю декорацию собора» [19]. Очевидно, что основанная в 1890 г. архитектором А.А. Фроловым мастерская декоративной мозаики, опираясь на опыт европейских мастерских (в частности, Сальвиатти), эстетической программой своей деятельности ставила возрождение «муссийного дела» и, главным образом, освобождение мозаики от диктата живописи и возвращение ей природного языка наборного искусства [20].

Еще в первой половине XIX в. в Венеции реставраторы мозаик собора Святого Марка «открыли» метод набора смальт на обратную сторону будущего произведения, получивший, в отличие от прямого «римского», название «венецианского». Считалось, что именно таким способом изготовлялись мозаики в древности. В 1860-х гг. венецианец А. Сальвиатти начал применять его для изготовления мозаичных композиций. Относительные дешевизна и быстрота производства новым методом обеспечивали его распространение в Западной Европе. Одним из первых отметил это явление русский художественный критик М.П. Соловьев. Он писал в 1885 г.: «Новая школа отвергла римские традиции и возвращается к преданиям древнехристианских мозаик. [17]


Т.е. великий князь Константин Николаевич своей фразой и созданием интерьеров в ореандской церкви начал возрождение древнерусской мозаики на основе венецианской технологии Сальвиатти.
Да, да именно венецианскую мозаику.
Но мне очень нравится Римская. Почему то больше венецианской:)))
Зря ее сейчас забыли.
У нас где можно посмотреть примеры римской мозаики? )
Я уже давно мечтаю выбраться в питер и ленинградскую область на две недели с фототуром)
Римскую мозаику даже сложно отличить от живописи на таком расстоянии как в Исакии. Но там некоторые стоят на полу, чтобы можно было различить.

Хотя работы мозаичной мастерской Фроловых настолько мастерски сделаны, что тоже похожи на живопись. Их мастерство никто до сих пор не превзошел.
Все только ухудшается.
Будем очень рады, если вы выберетесь в Питер. Там сейчас все отреставрировали, будет много интересного. А про Исакий вы , уж точно, напишете.
Очень жду этой поездки в Питер, все время налетами на 1-2 дня, а сейчас хочу на месяц там остаться.
Мы в годы моего студенчества ездили в Питер очень часто. Жили у знакомых свекрови. Их родители были из Гжатска родом. У них был сын - моряк торгового флота. Мой муж парнем с ним дружил, и они вдвоем бродили по Питеру. У нас лежали тысячт маленьких фотографий питерских достопримечательностей. Муж тогда делал маленького формата фотографии. В Москве вся квартира была увешана видами Питера. Мы так его и называли - Питер. Там всюду чудесно.
Чудесный храм! Спасибо за возможность полюбоваться!
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (ча
Пользователь sr_hamlet сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1) [...]
Мне так понравился храм. Внешне он - типичный южный храм, а как красиво внутри. Слава богу, что многое сохранилось.
Похоже архитектуры храм находится в соседней Ливадии, скоро и о нем расскажу
Там все храмы похожей архитектуры, я ее для себя называю " южная". В Севастополе в Херсонесе огромный храм, в Молдавии - тоже не совсем такие, как на Руси. Но тоже красивые, светлые.
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (ча
Пользователь sr_hamlet сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 2), санаторий Нижняя Ореанда» в контексте: [...] нда... Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. [...]
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе ОРЕАНДА, К
Пользователь natakrim сослался на вашу запись в своей записи «Храм Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе ОРЕАНДА, Крым, Большая Ялта» в контексте: [...] и молчали..." Далее 23 фотографии, виды на Ялту, интерьеры, 19 старых фотографий... [...]
Усадьба Ореанда
Подскажите,а в каком году был установлен памятник?И кто автор скульптуры св.Иоанна Кронштадтского?На старых фото этой скульптуры нет...
Re: Усадьба Ореанда
Скульптура была установлена в 2000-х годах, автор О.Г. Радзевич
Re: Усадьба Ореанда
Спасибо.Прекрасная работа скульптора.
"Осенью 1894 года в храме в Нижней Ореанде служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Служил он неоднократно, а после богослужения в полном облачении с Чашей со Святыми Дарами отправлялся в Ливадийский дворец к больному Императору Александру III."

Edited at 2014-09-19 08:31 am (UTC)
Re: Усадьба Ореанда
Пожалуйста, скульптору принадлежит не только работа над памятником Иоанну Кронштадсткому, он много работал над восстановлением церкви.
Это храм в Севастополе. Здесь похоронены адмиралы Лазарев, Нахимов. Истомин и корнилов.





Edited at 2014-09-19 11:02 pm (UTC)
А это в Херсонесе, а Херсонес уже внутри Севастополя. Уникальное место. Просто чувствуешь себя в Греции.





Edited at 2014-09-19 11:05 pm (UTC)
Прекрасная архитектура!
А я до Севастополя пока не добрался, в следующий раз буду основательно изучать.
Согласна, оба собора радуют и глаз, и душу. Я около обоих была последний раз в 1992. А , начиная с 1976 мы почти каждый год ездили в Севастополь, жили на Северной стороне, вечером переправлялись в город на катере, мимо авианосца "Москва". На Северной стороне есть старинное кладбище - мемориал, где похоронены генералы - участники войны 1812 года, там же лежат и матросы с "Новороссийска". Там много склепов, памятников. Правда, прошло уже много лет. Раньше найти на Северной стороне было очень просто. Было еще разрушенное кладбище белогвардейцев, там был памятник "Весте", но теперь там, вроде бы, новостройки.

Edited at 2014-09-20 08:45 pm (UTC)
Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (ча
Пользователь sr_hamlet сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 3), старые фотографии» в контексте: [...] беседки... Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. [...]