deadOKey (deadokey) wrote,
deadOKey
deadokey

ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ и Ильинское городище, Истринский район, Московская область

Ильинское городище – первый средневековый город на истринской земле. На Ильинском погосте, где до конца 1930-х годов находился храм, в свой расцвет существенно реконструированный благодаря уникальному меценату Павлу Цурикову, который сделал для Русской Палестины и для Московской губернии в целом столько, сколько не может себе позволить сейчас, пожалуй, ни один богатый человек. Сейчас это заброшенная территория пансионата Берёзки. На месте храма лежит обезглавленная скульптура Максима Горького. Жители растаскивают культурный чернозем по своим огородам, только снег скрывает белокаменные надгробия. И все это в паре километров от туристского кластера "Русская Палестина"...


Владельцы усадьбы: 1801-1806 гг. – священник Николай Стефанов, 1816-1817 гг. – священник Александр Николаев, 1832 г. – священник Алексей Иванов, 1881 г. – священник Иван Орлов, 1890-1902 гг. – С. Г. Руднев. С 1934 г. храм и окружающие постройки начали готовить к закрытию, в 1938 г. храм был снесён.
Сохранность усадьбы: архиерейский дом, хозяйственный флигель, городище, парк.
Адрес усадьбы: Московская область, Истринский район, сельское поселение Лучинское, посёлок пансионата "Берёзка".
Дата фотографий:
2014 год, 10 декабря.

Это уже четвертый пост про усадьбы Истринского района, предыдущий был про усадьбу Стуловых. 10 декабря я поехал уже в четвёртую часть пресс-тура по объектам историко-культурного наследия Истринского района, на данный момент я объездил более 30 усадеб и церквей, все это скоро появится у меня в блоге) Пост составлен совместно с Константином Косенковым, организовавшим маршруты всех частей пресс-тура. В составлении поста огромную помощь оказал краевед Сергей Мамаев, который занимается сбором и научной систематизацией материалов по утраченным и существующим храмах Истринского района, а также краеведением Павло-Слободского сельского поселения. Сергей Мамаев предоставил в качестве приложения к посту свою публикацию, которую можно скачать вот тут.
 
1. У входа на территорию пансионата Берёзка расположены три руинированных, но крепких сооружения.
 
2. Помимо башни это двухэтажный хозяйственный корпус и флигель.
 
3. С двух сторон хозяйственного флигеля расположены входные пристройки.
 
4. Территория от входных ворот до главного корпуса пансионата охраняется вежливыми собаками.
 
5.
 
6. Посёлок пансионата "Берёзка". Тропинка уходит вниз к месту храма.
 
Рядом с хозяйственным корпусом находится жилой дом — это посёлок пансионата "Берёзка", возникший по соседству с Ильинским погостом в 60-70-е годы XX века. Населённый пункт сельского типа входит в Лучинское сельское поселение (до 2004 года — Лучинский сельский округ) Истринского района. Тропинка уходит вниз к месту храма.
 
7. Место разрушенного храма. Позади остались посёлок и главный корпус пансионата.
 
8. По обе стороны от места храма расположены два законсервированных корпуса пансионата, построенные в 1950-х годах.
 
9.
 
10. Здания пусты.
 
11. Между ними идёт аллея к заднему фасаду главного корпуса санатория.
 
Все корпуса пансионата отличаются разновременной архитектурой, к ним подведены коммуникации. Несмотря на заброшенность большей части территории, её природная сохранность, близость железнодорожной станции и города Истра обеспечивают выдающийся рекреационный потенциал, учитывая практически легендарный статус места. При въезде в пансионат "Берёзка" находится новый круглосуточный супермаркет, выходящий на соединительную дорогу между Крючково и Истрой, на этой же дороге расположен вертодром аэроклуба "Истра" с вертолётами "Robinson", единственный в Западном Подмосковье.
 
12. На месте храма лежит памятник Максиму Горькому.
 
Поверженный с пьедестала памятник Максиму Горькому — напоминание о первом собственнике Дома отдыха, комбинате газеты "Правда". Если сейчас здания комбината на улице Правды в Москве обрели вторую жизнь (в них располагаются творческие мастерские, андерграундные клубы, репетиционные базы, телевизионные студии), то пансионат, находящийся в нескольких километрах от возрождающегося Ново-Иерусалимского монастыря, во времена призывов к созданию туристической зоны около Истры, остался не у дел.
 
13.
 
На месте памятника помимо храма были захоронения шести жителей Ильинского погоста. С помощью специалистов могилы возможно найти. Среди них могила одного из настоятелей храма до революции.
 
14. Поповский дом — аутентичное усадебное строение Ильинского Погоста — сохранился очень хорошо, в нём сейчас живут люди.
 
15. Между ним и задним фасадом главного здания пансионата находится примечательная скульптура льва.
 
Краевед Сергей Носиков, работающий совместно с Сергеем Мамаевым, в 2012 году обследовал Ильинский погост и создал его описание: "Весной этого года моя одноклассница Людмила Кузьмина сообщила, что ее двоюродная сестра Ирина Викторовна Павлова, которая летом проживает в деревне Глинки, знает где стояла разрушенная церковь на Ильинском погосте. Оказалось, что рядом с Ириной Викторовной живет Константин Федорович Алексеев, 1925 года рождения. Пройдя вместе с ним на территорию бывшего дома отдыха газеты «Правда», старожил стал искать бывший поповский дом. От бывшего поповского дома Константин Федорович без труда вывел меня к месту бывшей Ильинской церкви. Рядом растет большая береза, возраст которой около сотни лет. На указанном месте бывшей церкви лежит разрушенный бетонный памятник Максиму Горькому. На вопрос, когда же сломали церковь, Константин Федорович точно не ответил, но предположил, что примерно в 1935 году начали потихоньку разбирать. Старожил также вспомнил как звали церковного старосту – Петр Филиппович Семенов".
 
16. Константин Федорович Алексеев, старожил 1925 года рождения. Фотография снята в соседней деревне Глинки. Во время войны деревня Глинки была сожжена немцами, многи жители деревни прятались в оврагах Ильинского городища во время боев.
 
17. Главное здание пансионата.
 
18.
 
19.
 
20. Административный корпус санатория построен после войны и расположен параллельно оврагу, вдоль которого можно выйти к городищу над Истрой.
 
21. Административное здание, по словам местных жителей, несмотря на облезлый вид, строилось весьма укреплённым в силу близости к оврагу, длинный эклектичный корпус сохранил всех коммуникации, нуждается в ремонте, но до сих пор не руинирован.
 
22. От него открывается вид на первую часть городища.
 
Ильинское городище уже неоднократно и тщательно исследовалось, так что чёрным копателям там нечем поживиться, за исключением некоторого количества банок и бутылок, которые оставляют за собой отдыхающие. В 2014 году московские участники сообщества "Краеведение. Московский регион и окрестности" и этнокультурного общества "Metsa Kunnta" провели на городище масштабный субботник.
 
23. Вид на овраг.
 
24. Всхолмления первого городища.
 
25. Местные жители понемного используют чернозем с городища на своих огородах.
 
26. Общий вид.
 
27. Дорога к основной части городища идет мимо поповского дома.
 
28. От него начинается спуск к Ильинскому городищу, состоящему из гигантских холмов и величественных деревьев.
 
Городище Ильинское (Ильинский Погост), ранний железный век, 3-я четверть 1-го тыс. н. э., XI-XII, XIV-XVII века. 350 м. к западу от д. Вельяминово, мыс правого берега реки Истра (левый приток Москвы-реки) при впадении в её долину оврага. Площадка полукруглая в плане, размерами 64 х 34 м., с напольной южной стороны три вала высотой до 0,7 м. и три рва глубиной до 0,3 м. Площадка нарушена ямами. Исследовано (К. Я. Виноградов) около 150 квадратных метров.
 
29.
 
30.
 
Культурный слой 1,0 — 1,5 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная без орнамента, дьяковской культуры, гончарная древнерусская и позднесредневековая, в т. ч. красноглияная, железный топор-кельт, грузики «дьякова типа», костяные четырёхгранные наконечники стрел, обломки стеклянных браслетов, шиферные пряслица, серебряный с чернью крест. Позднесредневековая керамика найдена и за валами городища.
 
31.
 
32. Самый большой холм укреплён.
 
33.
 
34.
 
35.
 
36.
 
По мнению А. А. Юшко, в позднем средневековье здесь располагался центр Сурожского стана, возможно, называвшийся Сурожиком, с церковью и кладбищем (Археологическая карта России. Московская область. Ч. 2, с. 51).
 
37.
 
38.
 
39.
 
40. Четыре холма в городище также выделяются в группу.
 
41. Между этими холмами находится площадка, на которой растёт королевский старый дуб.
 
42. От площадки можно спуститься вдоль оврага к пойме реки Истра.
 
43.
 
44. По оврагу течет ручей, при выходе в пойму Истры он пересекает дорогу, на этом пересечении из-под городища бьёт родник.
 
45.
 
46.
 
На с. 17 книги Е. Радченко и Н. Евтюхов "По истринскому краю" (М., 1934) сказано: "Ильинское городище – один из интереснейших пунктов района по сохранившимся в нем историческим наслоениям: под верхним слоем современного кладбища (сейчас «погост», то есть церковь и кладбище, здесь же помещается школа) в земле, хранящей следы пребывания человека, попадаются предметы славянского обихода, поглубже под ними – памятники финской культуры".
 
47. Дорога вдоль оврага.
 
48.
 
Про поповский дом Сергей Мамаев и Сергей Носиков рассказывают интересную историю: "В соседней с местом бывшего Ильинского погоста деревне Котерево удалось поговорить с Валентиной Ильиничной Даниловой (Кузьминовой), 1929 года рождения. Зимой живет в Москве, на летний период приезжает сюда. Ильинскую церковь на погосте Валентина Ильинична хорошо помнит, опознала ее по снимку. В этой церкви ее крестили. Подтвердила, что вокруг церкви был забор, а рядом располагалось кладбище. Еще вспомнила, как она с другими деревенскими детьми лазала в церковный сад за яблоками".
 
49. Дорога от Поповского дома к церкви.
 
 "Церковь находилась за ныне разрушенным памятником Горькому. Ломали церковь в 1937 году под строительство Дома отдыха. Перед этим ее отец Илья Тимофеевич Кузьминов принес домой церковную икону. Во время оккупации немцы икону из дома выбросили, но не забрали. Вернувшись в дома семья Валентины Ильиничны нашла ее в снегу перед своим домом. Икона в семье сохранилась до сих пор, после смерти бабушка завещала, чтобы икону дети и внуки отдали в храм. Посоветовали не дожидаться и самой отдать икону в Покровскую церковь в Рубцове. Поповский дом бабушка тоже узнала по фотографии. Сказала, что в нем жил батюшка с семьей. В доме раньше первый этаж был каменный, а второй – деревянный, а лестница наверх была снаружи дома. Лишь позднее сделали и второй этаж из кирпича и убрали лестницу внутрь. У местного священника было две дочери, она с ними дружила в детстве. Бабушка сказала, что года три назад в Котерево приезжали эти две дочери и искали Валентину Ильиничну, но ее в тогда в деревне не было. Так они и не встретились. Видимо, женщины приезжали издалека, так как больше они в этих местах не появлялись".
 
50. Место церкви.
 
В 2012 году вместе с С. Мамаевым и С. Носиковым на месте бывшей церкви на Ильинском погосте "побывал настоятель Покровского храма села Покровское-Рубцово отец Максим (Сычев) с целью возможной установки там памятного креста". С тех пор никаких экспедиций в этом месте не проводилось.
 

Старые фотографии

 
Согласно страховой карточке ("Страхование от пожара церквей Звенигородского уезда. 1910 год". Дело ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1737. Л. 65.) "строения, принадлежащия Ильинской церкви в селе (погосте) Ильинском-на-Городищах 1-го благочинническаго округа Звенигородскаго уезда Московской епархии, приняты на страх по страховой оценке, произведенной 28 июня 1910 года. 1. Церковь каменная, оценочная сумма 11000 рублей. 2. Школьный дом деревянный, оценочная сумма 1200 рублей. 3. Сарай деревянный, оценочная сумма 75 рублей. 4. Сторожка деревянная, оценочная сумма 250 рублей."
 
1909 год. Из книги "Спутник по Московско-Виндавской железной дороге".
 
Согласно делу ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1676. Л. 72 ("Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1822 год"), "церковь построена в 1813 году прихожанами, зданием каменная, вновь строящаяся и строением не докончена, ибо настоящей церкви не имеется. В трапезной освящен придел Пророка Илии".
 
1934 год. Из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263.
 
На фотографии 1935 года из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263 церковь уже лишилась своей ухоженности. Сергей Мамаев пишет: "Из источника, пожелавшего остаться неизвестным, поступила следующая информация: 1. В храме был большой и высокий подвал. 2. Во время разорения храма трое неизвестных (один из них местный) срывали со стен иконы, разбивали оклады. 3. Тогда же с колокольни скидывали колокол, а местные жители стояли и смотрели на это бездейственно".
 
1934 год. Из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263.
 
Дьякон Павел Малкин из Георгиевской церкви в Дедовске пишет: "В деле Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263), посвященном закрытию в 1934-1935 годах Ильинской церкви в селе Вельяминово Истринского района и последующему использованию территории под строящийся Дом отдыха союза печатников, имеется эскиз проекта планировки территории и две фотографии церкви за подписью Ревякина, датированные 1934 годом. На плане имеется П-образный корпус, в центральную часть которого встроено здание бывшей Ильинской церкви. Однако этот проект так и не был реализован".
 
1935 год. Из фондов Музея архитектуры им. Щусева
 
1934 год. Из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263. Проект планировки территории дома отдыха.
 
1935 год. Из фондов Музея архитектуры им. Щусева.
 
На сайте "Храмы России" приведена краткая справка о храме: "Кирпичный одноглавый храм в псевдорусском стиле, сооруженный в 1859 году при помощи купца П. Г. Цурикова, близкий к образцовым проектам. Трапезная с Покровским и Сергиевским приделами и колокольня в стиле классицизма остались от прежнего здания 1813-1820 годов. Был закрыт в 1934 году, сломан в 1938 году".
 
1934 год. Из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263. Эскиз неосуществлённого проекта главного здания дома отдыха.
 
В 2013 году Сергей Мамаев выполнил чистку плана дома отдыха союза печатников, планируемого к постройке с использованием здания Ильинской церкви на погосте Ильинское-Городище. На отдельном рисунке представлен фрагмент того же плана с выделенными красным цветом стенами бывшей Ильинской церкви.
 
1934 год. Из дела ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 1263. Проект приспособления основного объёма храма в главном здании дома отдыха.
 
Все архивные материалы публикуются с разрешения Сергея Юрьевича Мамаева (Рождествено, Истринский район) и собраны им и Сергеем Павловичем Носиковым в рамках исследований церквей и часовен Истринского района, разрушенных в годы советской власти и нуждающихся в восстановлении. Проект, основанный Носиковым и поддержанный Мамаевым, называется "Утраченный Божий дом".
Сергей Мамаев – участник проекта «Храмы России», руководитель музея «Усадьба Рождествено» православной школы «Рождество», автор книг об истории сел Рождествено и Павловская Слобода, один из основателей проекта «Утраченный Божий Дом», депутат Совета депутатов сельского поселения Павло-Слободское.
Сергей Юрьевич родился и вырос в селе Рождествено Истринского района, где проживает и сейчас. Окончил Рождественскую среднюю школу, затем – Московский авиационный институт. За годы обучения в МАИ увлекся краеведением и написал книгу об истории села Рождествено, презентация которой состоялась в ноябре 2011 года. Однако Сергей Юрьевич продолжает сбор материалов по истории села в архивах и других источниках. Много у Сергея Юрьевича и других увлечений: это и верстка, и видеомонтаж, и фотосъемка, и создание сайтов. С 2001 года Сергей Юрьевич сотрудничает с приходом храма Рождества Христова в селе Рождествено и православной школой Рождество». Сначала его деятельность была связана с организацией и выпуском приходской газеты «Одна семья», затем по собственной инициативе он разработал и запустил сайты прихода и школы. Со дня открытия в школе музея «Усадьба Рождествено» Сергей Юрьевич является его руководителем. Музей только создается и планирует объединить в себе историю усадьбы Кутайсовых и деревенского быта типичного подмосковного села. В июне 2014 года Сергей Юрьевич презентовал свою вторую книгу «Павловская Слобода. Век перемен» об истории одноименного села Истринского района в неспокойном XX веке. С 2014 года Сергей Юрьевич готовит совместно с Константином Косенковым книгу «Дедовск. Век перемен».
 

Лица


1. Павел Григорьевич Цуриков, меценат, храмоздатель.
 
2. Архимандрит Леонид (Кавелин), церковный историк, с 1869 по 1877 год настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря, иначе называемого Новым Иерусалимом.
 
Из книги архимандрита Леонида «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» (М., 1878), глава «Ильинское на Городище Звенигородского уезда, Ильинская церковь»: «Ильинское на Городище, погост на реке Истре, в 2 верстах от Воскресенска, близ дороги в Звенигороде, с каменною церковию во имя святаго Пророка Илии, построенною в 1813 году. В 1589 году упоминается также как "погост на городище". Городище это можно считать древнейшим в нынешнем Звенигородском уезде священным местом первоначальных насельников этой местности финскаго племени Мерян, а потом занявших их места Славян, которые, по некоторым данным, пришли сюда из нынешней Витебской губернии, а именно из Витебскаго Сурожика, почему и область эта (территория одной половины 2 стана Звенигородскаго уезда) была известна издревле под именем Сурожика, Сурожскаго стана. На отношение этого названия к Витебскому Сурожику довольно ясно указывает древнее название брода на Истре, против Воскресенска, "Витебским бродом" (в межевом акте 1504 года), и название других урочищ и рек, общее обеим Сурожикам – Витебскому и Звенигородскому».
 

Старые карты


XVIII век. Схемы межевания 18 века по В.С.Кусову, Воскресенский уезд (фрагмент).
 
В 1678 году в Загородской десятине произведен досмотр и «учинены книги и чертеж» деревень, тянувших к селу Вознесенскому, вотчине монастыря Новый Иерусалим, и к церкви Илии Пророка, на погосте, что на Городище. Перепись произведена по случаю запустения храма в селе Сафатове и образования еще патриархом Никоном новаго прихода в селе Вознесенском, куда были переведены сафатовские крестьяне. Чертежи служили для приказа средством удостоверения, удобно ли распределены для населения деревни по приходским церквам (Шимко И. Патриарший казенный приказ, его внешняя история, устройство и деятельность. – М., 1894. С. 89)
 
1774 год. Географическая карта Московской провинции Горихвостова.
 
1792 год. Карта Московской губернии.
 
1796 год. Карта Московской губернии.
 
Начало XIX века.
 
Перед революцией село Ильинское-Городище (Ильинский погост) входило в состав Лучинской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Приход Ильинской церкви составляли: сельцо Трусово и деревни Буньково, Вельяминово, Глинки, Горшково, Давыдовское, Котерево, Котово, Кречково (Козмодемьянское), Лукино. Деревни Котово и Кречково состояли одновременно в приходах двух церквей – сел Ильинское-Городище и Рубцово. В XIX веке в приходе состояла еще деревня Бутырево, позже упраздненная.
 
1860 год. Военно-топографическая карта Московской губернии.
 
1896 год. Из дела ЦИАМ. Ф. 184. Оп. 16. Д. 665.
 
1916 год.
 
В 1916 году в приходе числилось: 203 двора, 823 мужчины и 828 женщин. Рядом с церковью находились только дома причта.
 
1918 год. Карта прихода Ильинской церкви села Ильинское-Городище.
 
1925 год. Карта окрестностей Москвы.
 
1931 год.
 
1934 год. На карте ещё показана церковь.
 
Большак Звенигород-Истра все время идет лесом. Вправо большой болотно-торфяной массив «Баево болото». Еще через 2 километра влево покажется церковь Ильинского городища-погоста (Колобов В. М. Звенигород и окрестности. 1934 г.).
 
1940 год. На карте обозначено только кладбище без церкви.
 
По всей округе начали закрывать и сносить церкви. Когда впоследствии бабушка стала вспоминать, сколько их было снесено в ближайших селах, она насчитала около десятка: в Лучинском, Телепневе, Давыдовском, на Ильинском городище и так далее (Покровское-Рубцово. Историко-краеведческий сборник. – М., 2010. С. 42).
 
2006 г. Снимок "Google Earth".
 
2010 г.
 
В заключении нашей публикации схема расположения объектов Ильинского Погоста, составленная Константином Косенковым, и краеведческая справка Сергея Мамаева: "Погост Ильинский, или село Ильинское на Городище (ныне не существует), находилось в 2 км южнее Истры, на крутом правом берегу реки Истры. Издавна на погосте стоял храм святого пророка Илии, а к северу от него располагается древнее городище – полукруглая площадка размером 64 х 34 метра. Городище было впервые раскопано в 1924 году. К тому времени оно все было занято кладбищем. Погост иногда называли село Ильинское-Городище. Перед началом войны на его месте начали строить дом отдыха газеты «Правда». Уничтоженный в годы советской власти каменный храм в честь Илии Пророка построили в 1813 году".
 
2014 г. Схема объектов Ильинского Погоста.
 
В Концепции воссоздания исторического облика ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и святых мест Русской Палестины место Ильинской церкви обозначено условно у деревни Вельяминово. Официальная Концепция была разработана к 2010 году Государственным унитарным предприятием культуры Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ГУП ЦНРМ).
Tags: Березки, Ильинский погост, Истринский район, М. Горький, Московская область, абандон, археология, городище, зима, курганы, надгробия, пансионаты, погосты, реки, скульптуры, фото 2014, церкви
Subscribe
promo deadokey 18:16, sunday 27
Buy for 100 tokens
Архыз популярен своими горнолыжными курортами, обсерваторией САО РАН и минеральной водой с одноименным названием. Но многие забывают, что здесь сохранились самые старые христианские храмы на территории России (за исключением греческих храмов Крыма). Представьте себе Кавказ, начало 10 века, крупное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments