Усадьба СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО, Тверская область, Зубцовский район

Сегодняшний хозяин усадьбы, председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев восстанавливает усадьбу с 2007 года. Сейчас процесс реставрации вышел на финишную прямую, в доме восстанавливается интерьер, найдена старая фреска в вестибюле главного дома, а спущенный пруд наполнился водой. Проект реставрации под чутким руководством нового барина делали в "Центрпроектреставрация", а надзор ведет "Тверьпроектреставрация". До Васильевых имение принадлежало Куракиным, особо близким в конце XVIII века к Гатчинскому двору, они при вступлении на престол Павла I были выдвинуты на высокие служебные посты. Главный дом усадьбы – характерный памятник усадебной архитектуры эпохи классицизма, автором проекта здания считается Джакомо Кваренги (1744-1817).  По серии из 8 живописных полотен, выполненных А.Б. Куракиным, можно судить о том, как выглядела усадьба в первой половине XIX в. и сравнить с началом XXI века...


Дата фотографий: 2015 год, 28 марта.

2. Дорога из Дорожаево - старинной куракинской вотчине, приводит нас к Степановскому.
 
3. Аллея проходит вдоль хозяйственных построек и приводит к дворцу.
 
4. Въезд в хозяйственный двор образуют ворота посреди широкой круглящейся ниши, увенчанные вверху круглой башней с окнами. Впоследствии, когда старались подвести все здания под один классический стиль, барочную выемку замаскировали с двух сторон группы сдвоенных ионических колонн.
 
5. После пожара 2005 года и полной разрухи советского времени с пережитками 90-х годов нас ожидал сюрприз. А. Греч писал в 1920-х годах, инспектируя усадьбу: "Все остальное погибает медленно и методично. Кто-то тщательно убирал проданные совхозом на своз кирпичи и камни фундамента садовой ограды..."
 
6. А.Н. Греч в "Венке усадьбам" писал в 1920-е годы: "через дорогу, по другую сторону усадьбы, в конце прямой дорожки, ориентированной по центральной оси планировки, остался стоять обелиск старицкого камня. На ступенчатом цоколе возвышается постамент с глубокими нишами, служащий основанием стройной четырехгранной игле, увенчанной шаром. Вокруг стоят еще покосившиеся белокаменные тумбы, вероятно, соединявшиеся некогда цепями друг с другом. Обелиск лишен надписей, но, как позволяют установить архивные документы, он был поставлен князем Александром в память умершего брата Степана как трогательный знак дружеской привязанности в силу тех же вкусов пресыщенных людей конца XVIII века, находивших в сентиментализме на лоне идиллической природы отдохновение своей усталости и утонченности. Такой же монумент с характерной стихотворной надписью был сооружен и в Надеждине".
 
7. Львы вернулись в усадьбу совсем недавно, в конце 2012 года.
 

Первые каменные строения и каменная церковь в соседнем селе Дорожаеве были выстроены во второй трети XVIII века А.И.Куракиной, урожденной Паниной (1711-1786), матерью рано умершего князя Б.А.Куракина (1733— 1764). В 1781 году село досталось по разделу между братьями С.Б. Куракину (1754-1805), при котором началось, не ранее 1792 года, строительство главного дома, законченного в основном только к 1811 году при А.Б. Куракине (1752-1818).

Главный дом и парковые сооружения возведены в конце XVIII в. и носят на себе черты архитектурного почерка Кваренги, который был привлечен, согласно данным куракинского архива, к достройке дома в Степановском и к распланировке парка.

После смерти С.Б. Куракина усадьба, как и большая часть обширных владений вице-канцлера, перешла к его единственному племяннику Б.А.Куракину (1784 — 1850), который выстроил в 1830-х годах рядом с главным домом новый архитектурный комплекс. С 1850 года она принадлежала А.Б.Куракину (1809-1872), затем его дочерям — Е.А. Нарышкиной и А.А.Козен.

До Октябрьской революции в главном доме продолжали сохраняться княжеский архив, библиотека, коллекции картин, минералов.

С национализацией имения в 1918 году часть княжеских коллекций, архив и библиотеку передали в Тверь и Москву, при этом много было расхищено и погибло. Портретная галерея осела в Тверском краеведческом музее и не экспонировалась в полном составе вплоть до 2011 года. 

Большой урон был нанесен усадьбе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: фруктовый сад полностью погиб, хозяйственные строения частично разобраны на кирпич. С 1970 г. по 2003 г. в Степановском-Волосове располагался психоневрологический диспансер.  В 2005 г. главный дом сильно пострадал от пожара.

 
8. Над домом возвышается флаг с вензелем "С.В."
Или это первые буквы в словосочетаниях "Степановское-Волосово" или "Сергей Васильев"? Я теряюсь в догадках)
 
9. Со слов Сергея Васильева: "Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стелл. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на сохранение». Усадьба эта принадлежит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу."
 
10. Детали въездных обелисков.
 
11. А.Н. Греч в "Венке усадьбам" писал в 1920-е годы: "Если и было, возможно, здесь авторство Дж. Кваренги, как о том будто бы свидетельствуют чертежи, находившиеся в Историческом музее, то лишь в общих чертах замысла, в основном проекте. Исполнение же — несомненно, свое, крепостное, вероятно, под наблюдением кого-то из второстепенных московских зодчих, обслуживавших обширное строительство Куракиных."
 
12. В одной из ротонд помещалась библиотека, в другой — коллекция минералов, собрания монет и медалей.
 
13. Серебристые тополя.
 
14. Существует несколько версий установки обелиска:
1. Он был поставлен князем Александром в память умершего брата Степана как трогательный знак
дружеской привязанности в силу тех же вкусов пресыщенных людей конца XVIII века.
2. В честь императора Александра I.
3. В честь умершей собачки
 
15. Когда-то, судя по старинным изображениям Степановского, усадьба представляла из себя целый городок. Здесь были многочисленные дома для обслуги, больница, пожарная каланча, многочисленные павильоны в парке. От этого не осталось теперь почти никаких следов. Археологами было расчищено место, где находился готический дворец.
 
16.
 
17. На картине Куракина все окна классические прямоугольные. При утверждении проекта реставрации решили взять за основу то состояние дома, в котором он был на середину XIX века, т.е. в период расцвета усадьбы.
 
18. Шишки.
 
19. Обелиск.
 
20. К сожалению, короеды тоже любят красивые пейзажи и медленно их поедают.
 
21.
 
22.
 
23. Слева управляющий имением – Александр Иванович Чирков. Пока у него нет своего "дома управляющего", но, возможно, скоро он будет.
 
24. Еще в послереволюционное время был цел павильон-руина, характерная дань романтическим вкусам, парковая постройка белого камня, запечатленная на рисунке, сохранившемся в Тверском музее. Других украшений, вероятно, не было. Парковая затея "турник" - это уже из нашего настоящего.
 
25. Постройка у пруда советского времени, это баня времен интерната. Как исторический объект не значится, но возводили ее из остатков старого кирпича ограды или других строений и из нового советского кирпича. Ее планируют сломать, а кирпич пустить на дорожки в парке, клейменный кирпич сохранят.
 
26. Усадебный парк преимущественно еловый.
 
27. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "некогда у пристани стояла целая флотилия затейливо украшенных лодок..."
 
28. Парк раньше представлял собой непроходимый лес.
 
29. С западной стороны вдоль парка большой копаный пруд. Буквально еще пару лет назад он был спущен, а теперь...
 
30. Алексей Слезкин av_otus и Алексей Яковлев облизываются от увиденного.
 
31. Трудно представить, что еще 10 лет назад до пожара пациенты интерната жили во флигелях, а центральный корпус использовался под хозяйственные нужды.
 
32. Перед домом высадили розы (они укрыты на зиму). Кстати, здесь никогда не было фонтана.
 
33. Парковый фасад дома подобен дворовому, с той только разницей, что вместо четырехколонного портика среднюю часть дома украшает колонная полуротонда, образующая вверху широкую плоскую террасу.
 
34. Перед садовым фасадом раскинулся широкий луг; за ним прямая еловая аллея, спускающаяся по отлогому склону к речке. Остальные аллеи шли с двух сторон параллельно главной.
 
35. Не осталось следов от домовой церкви, где ряд икон был написан талантливым дилетантом-любителем кн. А.Б. Куракиным 2-м. Церковь находилась в северо-западном флигеле.
 
36.
 
37. На первом этаже, в вестибюле, лежала в палубную раскладку толстая сосновая доска. Проектировщики предложили заменить сосну на дуб, в ту же палубную раскладку и в те же 20 см шириной.
 
38. В описаниях Греча, кн. Нарышкиной и Голицыной сохранились описания вестибюля. Основное, что там было - картины Причетникова по стенам и пилонам аркад. Именно на картинах и решили сделать основной упор, а не искать абстрактные аналоги сводчатых вестибюлей в Павловске или иных усадьбах..
 
39.
 
40. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "Здесь, преимущественно по известным гравюрам, воспроизводящим масляные картины Причетникова, попавшие в Московский Исторический музей, написаны виды Надеждина, вышеупомянутого имения князя Александра Борисовича Куракина в Сердобском уезде, виды Степановского — дом и пристань на пруду с причаленными к ней нарядно украшенными лодками, церковь соседнего села Дорожаева."
 
41.
 
42. В документе 1923 г.- ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 44. Л. 126 об. упоминается "гобеленовая" мебель, подаренная Наполеоном князю Куракину.
 
43.
 
44. Одна из росписей на тему серии пейзажей Причетникова и Филимонова с видами усадьбы Надеждино чудом сохранилась.
Сравните с картиной ниже...
 
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
 
45. В куракинском архиве сохранились ноты, романсы и пьесы, сочиненные князем Куракиным, — никогда не издававшиеся сочинения, оставшиеся поэтому неведомыми историкам русской музыки. Может когда-то мелодия, сочиненная Куракиным, заиграет в этом доме.
 
46.
 
47. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "На лестнице, приводящей в верхний этаж, с площадки, расходящейся двумя маршами, валялись камни выброшенной, никому не нужной минералогической коллекции."
 
48. Потолок над парадной летницей.
 
49. В 1920-е годы знаменитая мебель из гостиной, крытая французским обюссоном XVIII века, попала в Тверь; картины венецианских перспективистов, передававшие виды волшебно-Зачарованного города лагун со старинными дворцами и церквами, отражающимися в зеркальных водах каналов со скользящими по ним гондолами, с перекинутыми через воду мостами, украшали залы Московского музея изящных искусств.
 
50.  В доме сохранились на момент начала реставрации два вида паркетных досок. На втором этаже Сергей Васильев с проектировщиками разложил по основным заллам именно такой паркет, как и был. 
 
51. Большая часть книг усадебной библиотеки XVIII века была увезена в Тверской музей.
 
52.
 
53. Камины, к сожалению, восстановили не все.
 
54. Оконные рамы все деревянные, а не пластиковые. Они воспроизводят детали родных рам. Копии делали по сохранившимся. Единственно, не стали делать рамы двойными, каковыми они были тогда. Во-первых 85 двойных деревянных оконных рам это - не дешево, да и не практично сейчас в использовании, когда можно использовать стеклопакет. Но сам обрис рам и все внешние детали реально воспроизведены.
 
55. Антресольный этаж.
 
56. В остальных комнатах главного дома , где ничего не удалось найти, воспроизводится интерьер по образцу Павловска. Куракины были близки Павлу I.
 
57. Вид с бельведера.
 
58. В ближайшее время и этот готический замок будет восстановлен.
 
59. Хоздвор воспроизводится по одной из картин А.Б. Куракина. Вдалеке деревня Дорожаево, недавно в ней поставлен крест на месте снесенной церкви.
 
60.
 
61.
 
62. Андрей Чекмарев av4, Вадим Разумов в гостях у Сергея Васильева.
Это была первая экскурсия в Волосово, организованная совместно с "Неизвестной Провинцией", главными гидами которой были Андрей Чекмарев и Алексей Слезкин "ОИРУ".

Старые фотографии

Из фотографий интерьеров сохранились, к сожалению, только две. С этой фотографии, со слов Сергея Васильева скопировали квадратную люстру.
В журнале "Столица и Усадьба", №9 была размещена статья про Степановское-Волосово.
 


 
Фотографии около середины XX века. Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-stepanovskoe-volosovo.html
 
Фотографии около середины XX века. Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-stepanovskoe-volosovo.html
 
Фотография Рудченко В.М. из книги А.Н. Греча "Венок Усадьбам", издание 1994 года
 
2003 г. за два года до пожара, отсюда.
 
2010 г. Фотография Сергея Васильева, отсюда.

В лицах


Кн. Куракин Степан Борисович, 1754—1805, сын князя Бориса Александровича от брака с Еленой Степановной Апраксиной. Именно он в своем Степановском (раньше «Волосово»), Зубцовского уезда, Тверской губ., устроил роскошную усадьбу.
 
Князь БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ КУРАКИН, 1784—1850, сын генерал-прокурора, действительного тайного советника князя Алексея Борисовича от брака с Натальей Ивановной Головиной, крестник Императрицы Екатерины II. В Степановском, невдалеке от дома, «выстроил целый городок с театром, каланчой, обелисками, шлагбаумами, с громкими названиями улиц и проспектов, и поселил в нем дворовых; там были вывески портных, парикмахеров, булочных, разных магазинов и т. п.». 
 
Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi)
(20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург), архитектор и ведутист итальянского происхождения.
Рисунок О. Кипренского и А. Орловского "Кваренги и Томон, 1814 год".
 
Henri-François Riesener (1767–1828)  Б. А. Куракин (конец 1810-х - начало 1820-х). Строитель "готического городка" в Степановском.

Арт

Живописная серия видов усадьбы Степановское, выполненная в 1839-1840-х годах, состоит из восьми картин сравнительно небольшого размера, написанных маслом на холсте или картоне. К сожалению, сведения об авторе картин, князе А.Б.Куракине, довольно скупы. В отличие от своих прославленных предков, известных дипломатов и государственных деятелей, Алексей Борисович II, как он значится в Родословии князей Куракиных, не занимал высоких постов. Его жизнь протекала спокойно и размеренно, сначала в дипломатическом, затем придворном кругу. Эстетическое чувство его выражалось и в других формах: сохранилось много картин его кисти, особенно портретов членов его семейства, также бюст княгини Юлии Федоровны, изваянный из глины».

Художественные дарования князя, помощь, которую он постоянно оказывал русским художникам, были высоко оценены. В 1869 году Академия художеств избрала его своим почетным членом. Картины с видами Степановского написаны летом 1839 года, которое князь Куракин вместе с женой и маленьким сыном проводил в последний раз в поместье отца, готовясь к длительному пребыванию за границей.
 
А.Б. Куракин. Вид главного дома и городка, выполненный с башни готического замка, 1839-1840 годы.
 
Куракин А.Б. Вид усадебного дома от главной аллеи, 1839-1840 годы.
 
Куракин А.Б. Вид усадьбы от дороги и ржаного поля.
 
Куракин А.Б. Общий вид усадьбы от дороги.
 
Куракин А.Б. Вид на готический замок.
 
Куракин А.Б. Вид на Степановское со стороны ржаного поля.
 
Куракин А.Б. На пруду. Из альбома Сергея Васильева, отсюда.
 
Волосово, хозяйственный двор. Рисунок из альбома Сергея Васильева, отсюда.
 
Росписи в вестибюле главного дома в Степановском-Волосово были сделаны по мотивам пейзажей Василия Петровича Причетникова.
 
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
 
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Храм Истины. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино"
Конец XVIII в. начало XIX в.
 
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Храм Верности в парке в имении князей Куракиных «Надеждино» Саратовской губернии.
Начало 19 века. Холст, масло. Тверская картинная галерея.
 
Вензель С.В. Отсюда.

Старые карты


1790 год.
 
1812 год.
 
1850 год.
 
1850 год. В Дорожаево до 1930-х годов сохранялась одностолпная церковь, как писал А.Н. Греч, «куракинского» барокко.
 
План усадьбы
 
1890 год.
 
1938 год. Церковь в Дорожаево еще присутствует на плане.
 
1982 год
 
2012 год
 
2014 год

Ссылки

1. Погожев Е. В трех старых усадьбах // Столица и усадьба. - 1914. - № 9. - С. 17-18.
2. Обращение председателя Общества Изучения Русской Усадьбы А.Н.Греча в тверской музей о необходимости охраны усадеб в Степановском-Волосове и Васильках Зубцовского уезда 20 ноября 1928 г., А.Греч ХI 28 ГАТО.- Ф. Р- 56.- Оп. 1.- Д. 57.- Л. 176-176 об.
- Галашкевич А. Фантазия архитектора Кваренги: (Дворянская усадьба в селе Степановское Зубцовского района) // Калинин. правда. - 1970. - 22 нояб.
3. Греч А. Н. Степановское-Волосово: [Из кн. А. Н. Греча Венок усадьбам] // Памятники Отечества. - [М.: Рус. кн., 1994]. - Вып. 32. - С. 62-69.А.Н.Греч, ВЕНОК УСАДЬБАМ
4. Скорнякова Н. Степановское-Волосово в картинах князя А.Б. Куракина // Наше наследие.- 1994.- № 29-30.- С. 86-89.
5. Введенская А.Г. Их рисовали художники: Усадьба князей Куракиных Степановское-Волосово Тверской области // Мир Русской усадьбы.- М., 1995.- С. 202-213.
6. Галашевич А.А. Степановское (Волосово) // Русская усадьба: сб. О-ва изучения рус. усадьбы.- М., 2003.- Вып. 9.- С.459-478.
7. Глушков С.В. Степановское-Волосово // Глушков С.В. Былой России острова.- Тверь, 2001.- С. 72-77.
8. Чекмарев А.В., Слезкин А.В. Хроника вандализмов – 2006. В сб.: «Русская усадьба», № 12 (28). М., 2006. С.787-821.
9. "Московский комсомолец" №26118 от 14 декабря 2012

http://www.mk.ru/social/2012/12/13/787321-mashina-vremeni-sergeya-vasileva.html
Куракинские чтения, 2006-2007 годы http://www.mdn.ru/engine/documents/document27337.pdf
Судьба архива Куракиных http://www.truten.ru/books/pdf/1/4.pdf
http://www.proselki.ru/topics/volosovo_tversk/volosovo.topic.htm
http://www.fondus.ru/manors/photo/?id=217

http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-stepanovskoe-volosovo.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7802.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%EF%E0%ED%EE%E2%F1%EA%EE%E5-%C2%EE%EB%EE%F1%EE%E2%EE

http://deni-spiri.livejournal.com/45075.html
http://ale-ku.livejournal.com/472000.html
http://vk.com/wall20933371_211
https://www.facebook.com/sergey.vasiliev.106/media_set?set=a.475524974649.258533.805119649&type=1
http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post278394678

Спасибо, есть что добавить?

promo deadokey april 16, 10:11 4
Buy for 50 tokens
Вы когда нибудь ходили на водевиль в усадьбу? И я не ходил. А вы играли перед водевилем в крокет? И я тоже не играл в крокет перед водевилем. А вы ели щи с ананасом перед игрой в крокет и водевилем? И я не ел. А вы умеете писать каллиграфическим почерком? И я не умею. Однако, у нас есть все шансы…
Красивая усадьба, большая, мне понравилось
Таких крупных и известных по пальцам пересчитать
похоже, будет что посмотреть летом)
Давай, летом может там еще чего новенького восстановят)
Слушай, лучше впечатление чем было на фейсбуке про интерьер, только я не понял вторая фотография на обложке Столицы и усадьбы, это где?
Сереж, это обложка 9го номера, к Волосово не относится. Чуть позже выложу еще несколько старых интерьерных фотографий, тогда можно будет подискутировать
Большая работа. Хочется надеяться, что усадьба заживёт. Вот по поводу готического замка есть сомнения, какой-то он опереточный.
уже кстати есть 3d модель этого замка, осталось определиться, из чего его будут делать
Статью на Forbes читал, там вступительный абзац веселый)
А вот за статью на finparty спасибо большое)
Внутри, конечно, все такой новье новье...в Питере хорошо делают реставрации и стилизации.
Не поленитесь найдите книгу Е.А. Нарышкиной, она только что вышла. Она описывает и Куракино и Степановское.
Ничего себе большой карьеры не сделал князь А.Б.!!! - он занимал должность второго человека в Посольстве в Париже много лет. А потом гофмейстером (т.е. руководил двором всем штатом) двора великой княгини Марии Николаевны, вся его семья была близка к Романовым. Ого го какая карьера.
Вот эта книга:
Е.А. Нарышкина. Мои воспоминания. Под властью трех царей
Составитель(и): Е.В. Дружинина
Нарышкина, Е.А. Мои воспоминания. Под властью трех царей / Елизавета Алексеевна Нарышкина; вступ. статья, сост., подгот. текста, перев. и коммент. Е.В. Дружининой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 688 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0203-8
Серия: Россия в мемуарах

Вы уже успели прочитать, иллюстрации есть в книге?
Усадьба СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО, Тверская область, Зубц
Пользователь hitrovka сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО, Тверская область, Зубцовский район» в контексте: [...] Оригинал взят у в Усадьба СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО, Тверская область, Зубцовский район [...]
Э
Я считаю эффективный путь сохранения усадеб - передача их нуворишам. Как в Европе.
Re: Э
Эту тенденцию нужно сделать модной и тогда все заработает)
Спасибо! Оказывается, это недалеко от нашей дачи. Мы через Лотошино и Степурино едем. Теперь будет у нас еще один маршрут, кроме Берново и Красного, куда поехать летом. А там свободно пускают вокруг дома погулять? А то в Коноплено, где Зеленин себе нечто подобное строит в усадьбе Лажечникова, не пускают.
В парке гулять можно свободно, а в дом если повезет договориться с управляющим, а может и хозяин сам пригласит на чай)
Прекрасно,что благодаря этим самобытным художникам мы можем видеть какой была усадьба в 19 веке.

Князь А.Б. Куракин II. /Автопортрет/


Edited at 2015-04-03 08:54 am (UTC)
Да, спасибо за портрет, он у меня уже не уместился в пост из-за ограничений журнала!
Фотография второй ротонды, ориентировочно начало XX века. На фотографии Е.А. Нарышкина



Edited at 2015-04-03 10:40 am (UTC)
В начале 20 века она уже была статс-дамой императрицы АФ, так что это могут быть ее апартаменты в царской резиденции. А может быть и Степановское, куда она уезжала на лето.
На фотографии ориентировочно начала XX века - Е.А. Нарышкина. Возможно фотография снята в питерской квартире. Из этого фото реставраторы взяли за основу люстру в основную заллу

так же как и на предыдущей фотографии это может быть квартира в императорской резиденции Александрии, ведь ЕА в это время управляла двором императрицы. А может быть и квартира в Питере. Потому как судя по костюму это ближе к 1910-м годам а в это время императрица уже редко кого принимала и "работа" статс-дамы была редка.

Edited at 2015-04-03 11:12 am (UTC)
Рисунок конца XIX века, с ротондой и этой же квадратной люстрой

Фотография галереи перед ротондой. Там тогда были заложены окна и вся стена была в шпалерной развеске картин. Сейчас в главном доме в галерее тоже развешены картины в белых рамах

Суперски! Частенько проведываю эту усадьбу))) Впервые чуть не потонула в волосовской крапиве в 2005 году.
Место там красивое, даже в такую погоду. Очень атмосферные фото получились!
А я только в первый раз) не могу сравнить с тем, что было)
Похожие ощущения, как у тебя были после недавнего посещения усадьбы Талицы
Несколько добавлений. Картинная галерея была передана в Тверь, но не в краеведческий музей, а в картинную галерею (которая уцелела в войну и, слава Богу, сохранила куракинское собрание).Там подробно ее исследованием занимался мой дальний родственник Владимир Биберин, зав отделом галереи по XVIII-XIX вв.
Крест в Дорожаеве стоит давно и уже порядком обветшал. Церковь взорвали в 1954 году. Немцы ее не тронули, а вот нашим показался нужным кирпич.
Ну, и вот карточка на "Тверских сводах". http://tversvod.ru/page114/ Можете сравнить впечатления. Было романтичнее, особенно по части крапивы (согласен), но все остальное - лучше пусть реставрация. Я не обновлял данные пока по результатам поездки туда в августе 2014 года. В 2010 году были еще местные жители, которые застали в усадьбе госпиталь (и даже в нем в годы войны работали). Отношение у них к Васильеву было нормальное, не злое уж никак.
Павел, а фотографии куракинской церкви не встречались?

Могу только добавить вот такую библиографию, особенно интересны документы 1920-х годов:

СТЕПАНОВСКОЕ. Дорожаевская вол. Зубцовский уезд.
Владел. - князья Куракины.
В состав имения входили села Дорожаево, Лещихино, деревни Александровское, Глебово, Кулотино, Старые Горки, Хорошая.
- Список дворян, живущих в Зубцовском уезде и владеющих недвижимым имением. 1809 г.- ГАТО. Ф. 645. Оп. 1. Д. 5166. Л. 34.
Имеются биографические сведения об Александре Борисовиче Куракине.
- Уставная грамота помещика князя Алексея Борисовича Куракина и крестьян на дер. Александровка. 1863 г.- ГАТО. Ф. 484. Оп. 1. Д. 7264. 8 л.
- То же на дер. Старые Горки. - Там же. Д. 7295. 7 л.
- То же на дер. Глебово. 1864 г. - Там же. Д. 7252. 7 л.
- То же на сельцо Степановское, село Дорожаево и дер. Кулотина. - Там же. Д. 7294. 10 л.
- То же на село Лещихино. - Там же. Д. 7293. 8 л.
- То же на дер. Хорошая. - Там же. Д. 7296. 9 л.
- Доклад агента-специалиста Тверского губернского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Н. Е. Фортунатова о командировке в Волосово. 5 нояб. 1919 г. - Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 32-33.
Отмечается хорошая сохранность дворца.
- Опись имущества, находящегося в бывшем дворце Е. А. Нарышкиной в имении Волосово. 28 июня 1920 г. - Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-31.
- Отчет о командировке в имение Волосово хранителя Тверского музея И. А. Виноградова и агента-специалиста Н. Е. Фортунатова. 5 июля 1920 г. Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 38-59.
Имеется подробное описание дворца и имущества, находящегося в нем. Отмечается плохое состояние дома.
- Список вещей, вывезенных в Тверской музей из имения Волосово. 1922 г. - Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 60-63.
- Описание мебели (стол, диван, кресла), поступившей в Тверской музей из имения Е. А. Нарышкиной Волосово. 1922 г. - ТГОМ. Архив. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 23. Л. 112 об. - 113.
- Акт об изъятии мебели из имения Волосово для Старицкого пролетарского клуба. 31 июля 1923 г. - Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 102-104.
- Описание статуэток саксонского фарфора, поступивших в Тверской музей в 1923 году из имения Е. А. Нарышкиной. - ТГОМ. Архив. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 23. Л. 151 об. - 152.
- Доклад старшего помощника хранителя Тверского государственного музея Н. Е. Фортунатова заведущему музеем Краснову о командировке в Волосово для вывоза вещей. 20 марта 1926 г. - Архив ТОКГ. Оп. 1. Д. 11. Л. 155.
Отмечается, что "весь дворец в ужасном виде".
- Глушков С. Степановское - Волосово // Домовой. - 1997. - № 10. - С. 5.
- О продаже имений Б. А. Куракина Александровское, Глебово, Дорожаево, Кулотино, Лещихино, Старые Горки, Степановское, Хорошая в Зубцовском уезде // Твер. губ. ведомости. - 1852. - № 28. - С. 283; № 29. - С. 292-193; № 30. - С. 301.
- Об отмене продажи имения тайного советника князя Б. А. Куракина Степановское // Твер. губ. ведомости. - 1855. - № 30. - С. 367.
- Об учреждении ярмарки в Зубцовском уезде в селе Дорожаево, принадлежащем князьям Куракиным // Твер. губ. ведомости. - 1855. - № 16. - С. 187.
- Скорнякова Н. Степановское-Волосово в картинах А. Б. Куракина: Художники и усадьбы // Наше наследие. - 1994. - № 29-30. - С. 87-89.


Кажется про барина-это не о Васильеве,а о нынешнем хозяине усадьбы Стеблево?!
Огромное спасибо-очень интересно,особенно для тех,кто не был еще там!С такой массой старых фотографий и документов!Облизываюсь тоже!
Вадим,вот как-раз заговорили о Коноплино-а через ваш контакт в Тверьпроектреставрации нельзя связаться с нынешним владельцем за разрешением на внешний осмотр?!А то я трепещу прямо-нам скоро ехать и никак не найду выход на владельца.Директор Старицкого музея тоже его не имеет,хотя совсем рядом! Страсти какие! :(

Edited at 2015-04-03 05:49 pm (UTC)
Галина попробуем спросить, а может кто-н зайдет сюда близкий к этим организациям
Как-то на фотографиях уютнее. И пейзажи красивее. Как вспомню этот холод...
Наверное, на летних пейзажах Куракина еще уютнее)
Немного комментариев от автора вензеля "С.В.":

Со слов Владимира Федорова буквы обозначают название "Усадьбы. Сами герои нарисованы по аналогии усадьбы Куракиных в Москве. Было много вариантов написания. Были варианты конкретно читаемые как инициалы владельца. Васильев настаивал, что бы как можно меньше ассоциации с ним. Так, что вензель однозначно трактуется как Степановское-Волосово."