Усадьба ВЕШАЛОВКА (Вешеловка), Липецкая область, Липецкий район

Псевдоготику часто связывают с архитектором В.И. Баженовым. Не осталась в стороне и Знаменская церковь в усадьбе Вешаловка, выстроенная в 1794 году в формах готики. Усадьба принадлежала одной из ветвей рода великого историка Татищева, а затем Кожиным, представителям известного дворянского рода. От огромного усадебного дворца осталась угловая башня «донжон», рядом с церковью остатки родовой усыпальницы Кожиных, остатки парка, размытые плотины прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень…

усадьба Вешеловка (Вешаловка)

Дата фотографий: 2015 год, 15 марта.

усадьба Вешеловка (Вешаловка)
2. Церковь иконы Божией Матери "Знамение", 1794 год.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
3. Вход в храм.
 

История имения описывается в статье Н.П. Селезнева в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001 г.:

«Усадьба Знаменское располагается на территории Липецкого района Липецкой области в селе Вешаловке (бывшее село Знаменское Липецкого уезда  Тамбовской губернии, после 1917 года вошло в состав села Вешеловка, позже переименованного в Вешаловку).

История села Знаменское прослеживается документально со второй половины XVIII века. По данным межевой конторы Тамбовской губернии за 1778 год приводится подробное описание «дачи земель» гвардии ротмистру Якову Афанасьевичу Татищеву (1725—1806), сыну любимого денщика царя Петра I Афанасия Даниловича Татищева (1685—1750), который принадлежал к тому же роду, что и знаменитый историк Василий Никитич Татищев (1686—1750).

В состав поместья Знаменское на 1778 год входили: село Знаменское, деревня Аршань и сельцо Кузминка. На 1787 год у Я.А. Татищева было всего 633 души мужского пола: в селе Знаменском — 459 душ, в деревне Аршань, Варварино тож — 48 душ, в сельце Кузминке -126 душ мужского пола.

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
4.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
5. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм.
 

Место усадьбы в селе Знаменском было выбрано на высокой северной стороне оврага. В левой ее части высилась церковь во имя Знамения иконы Божией Матери,  правее, в 300 метрах, стоял усадебный дом, перед которым с его  северной стороны был посажен небольшой сад. Началом застройки усадьбы считается 1768 год, когда была заложена церковь. Построена она в 1784 году, но окончательной датой ее постройки надо считать 1794 год, так как согласно документам Государственного архива Липецкой области в июне 1794 года церковь еще строилась. Автором проекта церкви Знамения считается архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799), но документальнонго подтверждения этому нет.

Усадебный дом Татищевых выглядел скромнее, он был одноэтажным, из    дерева, крыт соломой. Рядом располагались два деревянных флигеля для    прислуги и работных людей, несколько деревянных амбаров для хранения    зерна, скотный двор и конюшня.

В Знаменском, в овраге была построена плотина, на которой стояла мукомольная мельница, работавшая только в полую воду. Перед домом, с северной стороны,  была разбит небольшой сад.

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
6. Стрельчатая арка.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
7. Церковь пятиглавая.
 

В 1804 году Татищевы продают имение Знаменское капитану артиллерии  Ивану Иосифовичу Кожину, который владел селом Покровское, Репец тож, Воронежской губернии, Задонского уезда. Первым из рода Кожиных на воронежской земле появился отец Ивана Иосифовича — лейб-гвардии    капитан-поручик Иосиф Иванович Кожин, который в 1761 году купил у графов Петра и Александра Федоровых в Лебедянском уезде село Покровское, Репец тож (ныне село Репец Задонского района Липецкой области). Иосиф Иванович основывает здесь фабрику по выделке сукна для армии и флота. Для этого он из своего имения в из села Юрьевское, Егорьевское тож,    Каширской волости Тверской губернии, перевел в село Репец часть голландских овец, шерсть которых была наиболее годной для производства сукна на нужды армии, и по хуторам основал «заводы»  по выращиванию данной породы.

Иосиф Иванович Кожин имел семерых сыновей. Все Кожины служили Отечеству в армии и на флоте, причем только в привилегированных полках - лейб-гвардии Семеновском и лейб-гвардии Преображенском, которые основал Петр I и в которых служили офицерами дворяне из знатных родов.

Своего расцвета владения Кожиных достигнут в конце XVIII века, особенно при Иване Иосифовиче. В них входили, помимо богатой усадьбы в селе Репец, два винокуренных завода, три мануфактурные фабрики, кирпичный завод, каменный дом в Москве и в Санкт-Петербурге, мучные мельницы на реках Репец и Дон. Все эти богатства после смерти братьев наследует Иван Иосифович. У него и его жены Марии Семеновны, в девичестве Сахаровой, будет девять детей — четыре сына и пять дочерей.

После смерти Ивана Иосифовича имения будут разделены на десять частей. Знаменское достанется Михаилу Ивановичу Кожину, до его совершеннолетия    опекуншей здесь будет его мать Мария Семеновна Кожина (умерла в 1819    году), которой отойдет деревня Архангельская (ныне Новая Деревня Липецкого района). В 1810 году Мария Семеновна выйдет замуж за штаб-лекаря Липецких Минеральных вод, коллежского асессора Федора    Ивановича Туровского, от которого родит еще четверых детей; один из них, Николай Федорович Туровский, с четвертого по шестой классы будет    учиться вместе с М.Ю. Лермонтовым в Московском пансионе и по воле случая встретится с ним на Кавказе перед самой его дуэлью с Мартыновым.    Деревню Архангельскую Н.Ф. Туровский продал в 1858 году липецкому купцу Хренникову.

М.И. Кожин вступит во владение имением Знаменское в  1828 году, позднее он станет предводителем уездного дворянства в  Липецке, а также директором-акционером общества Липецких Минеральных  вод, владельцем большого пакета акций этого общества. Протекцию ему  составил его отчим — Федор Иванович Туровский, который к этому времени уже был директором Липецких Минеральных вод. М.И. Кожин занимался благотворительностью, на его средства был построен курортный зал Липецких Минеральных вод (областная филармония, снесена в 1990-х годах), благоустроен Нижний парк, через речку Липовку в парке построены чугунные мосты, один из них носил название  «Кожинов»  мост.

М.И.  Кожин был женат на липецкой купчихе 2-й гильдии, француженке Жанн Марии  Дарнад, которая приняла православие и получила имя — Евгения Иосифовна, у них родилось шесть детей. М.И. Кожину при разделе отцовских имений в качестве компенсации достанется большая сумма денег. На эти деньги он и  начнет грандиозное переустройство усадьбы Знаменское в середине  1860-х годов.

К одноэтажному дому, который он обложил кирпичом, пристраиваются два двухэтажных объема, так что образовалось здание в виде буквы «П». В длину оно занимало более 60 метров, в ширину — 40 метров. Во всем доме насчитывалось более 100 комнат. Дом стоял на берегу большого пруда, к нему шли широкие ступени в несколько маршей. Архитектура дома выдержана в той же манере, что и построенная раньше церковь. Об этом говорит внешний вид дома — все окна и двери  имеют ланцетовидные завершения. Над крышами новых зданий высятся шпили и  башенки, напоминающие такие же на церкви Знамения. Фасад старого здания    украшается ризалитом, придающим всему дому единый облик. Рядом с парадным входом в дом высилась большая смотровая башня в четыре этажа, напоминавшая башню средневекового замка: сюда поднимались, чтобы полюбоваться красивой панорамой.

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
8. Рядом с храмом руинированная усыпальница последних владельцев усадьбы - Кожиных.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
9. Усыпальница была построена в конце XIX века.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
10. Внутри усыпальницы.
 

В усадебный ансамбль входит также часовня с родовой усыпальницей,   где похоронено большинство представителей рода Кожиных, начиная с Михаила Ивановича. С северной стороны дома, напротив главного входа, был разбит огромный французский  парк, размерами 1200 метров в длину и 400 метров в ширину. Перед главным входом в дом в виде большого полукруга располагался партер, обсаженный сиренью и акацией, внутри   которого по обеим сторонам въездной дороги были цветники и клумбы. По периметру всего партера шла ажурная ограда из  красного кирпича.

Дальше, к северу, за куртинами с ягодами  находились оранжереи, где даже   в зимнее время росли диковинные для нашего края деревья и цветы. В глубине парка был выкопан ряд небольших  прудов-сажалок. Аллеи из сосен, липы и дуба пересекались с аллеями из  кустарников — боярышника, сирени, жимолости, акации. По территории усадьбы были проложены дороги, обсаженные деревьями и кустарниками, они вели в Липецк, Лебедянь, Вешеловку и Кузминку. Проезд крестьянам этих сёл через усадьбу был запрещен.

Место, где была построена усадьба,  располагалось на землях с близким залеганием грунтовых вод, поэтому  вокруг всех построек были проложены дренажные каналы из красного кирпича высотой 80 сантиметров, шириной 40 сантиметров. В этих каналах под землей собирались лишние грунтовые  воды и по ним же сбрасывались в пруд. С  восточной, северной и западной сторон усадьба была огорожена каменной  оградой. С юга располагался   каскад прудов, где плавал диковинный для здешних мест тюлень. В 300   метрах к востоку от усадебного дома, за  прудом, был заложен большой плодовый сад, который состоял из пяти куртин. Сад имел в длину 690   метров, в ширину 550 метров.

Хозяйственные постройки и службы находились за плодовым садом: конюшня, скотный двор, птичники, «молочня», где перерабатывалось молоко. Все постройки были кирпичными и имели добротный вид. Недалеко от них на берегу пруда для рабочих и обслуживающего персонала усадьбы были выстроены дома из красного кирпича. Здесь же располагались амбары и склады. О размерах складов говорит тот факт, что лошадь с телегой заезжала на крышу склада, и с телеги ссыпалось зерно или другая сельхозпродукция через проем прямо в склад.

После смерти М.И. Кожина  имением до совершеннолетия детей управляла жена Евгения Иосифовна.  Потом его хозяином стал их старший сын  Александр Михайлович Кожин  (1860—1904). К 1900 году у A.M. Кожина   имелось более 5000 десятин земли.  Часть земель сдавалась в аренду  крестьянам близлежащих сел. На этих землях выращивались в основном  зерновые  культуры.

A.M. Кожин  продолжает переустройство усадьбы. Как и его отец, он избирается предводителем липецкого дворянства. Женится он на дочери богатого  липецкого купца Русинова — Маргарите Семеновне Русиновой. Венчались они в храме Христа Спасителя в Москве. У них было восемь детей.

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
11. Вид на храм из усыпальницы.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
12. В советское время усыпальница была разграблена.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
13.
 

По хватке  и предприимчивости A.M. Кожин не уступал своим предкам. В   1895—1896  годах он производит геологическую разведку на своих землях на наличие железной руды. Находит богатые залежи с большим содержанием   железа и  пытается продать кому-нибудь свое имение Знаменское для разработки железных руд, но покупателя не находится. Тогда Кожин сам   начинает скупать и арендовать близлежащие земли с целью создания   акционерного  общества для разработки руд. Пользуясь своим служебным   положением, он обманным путем добивается аренды около 19 000 десятин земли у местных  крестьянских обществ сроком на 30 лет. В январе 1899   года по инициативе Кожина создается «Тамбовское горное и  металлургическое анонимное общество» с уставным капиталом 6 млн. рублей с   привлечением капиталов   бельгийцев. Кожин продает им право   аренды земли за 2 млн.  рублей и становится влиятельным акционером.   Бельгийцы строят металлургический завод на реке Воронеж в селе Сокольском (ныне завод  «Свободный Сокол» в Липецке) и начинают разработку дешевой местной руды. Уже в 1902 году домна дает первую плавку.

Но так как Кожин не заплатил в местный бюджет ни рубля за аренду земли и за разработку  железной руды, то против него начинается ряд судебных   разбирательств.  Против Кожина выступают обманутые крестьяне, на землях которых идет  добыча руды, за что он им практически ничего не платит.

Бельгийцы  тоже стараются разорвать с ним контракт, обосновывая это   несовершенством их договора с Кожиным, в котором не указаны даже сроки   их совместной  деятельности. Они подают иск в Елецкий окружной суд с требованием, чтобы  Кожин вернул уплаченные ему деньги. Елецкий суд признает Кожина  виновным и описывает его имение за уплату долга. Но Кожин подает  встречный иск к бельгийцам, но уже в Европе, во Франции. В   1904 году ему  удается добиться оправдательного решения суда, но это стоит ему жизни.  Заболев, он уезжает к себе на дачу в Ялту, где возрасте 43 лет умирает от сердечного приступа. Погребен в Знаменском в фамильном склепе.

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
14. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
15. В куполе с четырех сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые поступает свет внутрь храма.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
16. Богатый резной белокаменный декор.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
17.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
18.
 

Имение наследовала жена Маргарита Семеновна,   владевшая им до 1918 года,  когда на праздник Святой Пасхи перепившиеся революционные солдаты и  матросы, вернувшиеся с войны, разграбили винные подвалы и подожгли дом  Кожиных. Дальнейшая участь усадьбы печальна.  Липецкая уездная власть своим решением распродает всю усадьбу на слом.

Почти ничего не известно о наследниках A.M. Кожина. Из всех его восьми детей есть сведения только о судьбе предпоследнего сына - Николая   Александровича  Кожина (1896 — середина 1980-х). После революционных   потрясений ему пришлось жить в Средней Азии, в Крыму, во Львове, позднее он обосновался  в Москве. Доктор искусствоведения и доктор исторических наук, профессор  Н.А. Кожин стоял у истоков и был активным   создателем Всероссийского  общества охраны памятников, работал в Москве,  в Историческом музее,  преподавал в Московском институте культуры и   сотрудничал с Академией  художеств. Много энергии  Н.А.  Кожин отдал сохранению памятников Ленинграда, города, который очень любил. И, может быть, не случайно он завершил свой жизненный путь в этом городе и там похоронен."

 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
19.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
20. Балконы по верхнему периметру первого и третьего яруса колокольни.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
21.
 

В 1917 году сёла Знаменское и Вешеловка были объединены в одно село – Вешеловку, название которой со временем изменилось на Вешаловку.

В 1999 — 2003 годах выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Интерьеры храма подготовлены под роспись, начато благоустройство территории. В настоящее время восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, изготовленные в воронежской колокололитейной мастерской Подорожного, расписана трапезная.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
22. Колокольня - четырехъярусная.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
23. Барабан храма завершают островерхие четырехгранные шатры и шпили.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
24.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
25. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
26.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
27.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
28.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
29. Дорога от главного дома усадьбы проходит через плодовый сад и ведет к парку.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
30. На старой фотографии начала XX века с этого ракурса церкви не было видно.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
Начало XX века. Вид на усадебный дом с востока.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
31. Колокольня, за исключением первого яруса, круглая и напоминает башни Московского Кремля, вверху она заканчивается шатром со слухами.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
32.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
33.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
34.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
35.

Старые фотографии

усадьба Вешеловка (Вешаловка)
Начало XX века. Вид на усадебный дом с востока.
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
Начало XX века. От усадебного дома сейчас осталась только башня.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
Начало XX века. Усадебный дом.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1968 г.Знаменская церковь. Автор фото: Г.И. Гунькин.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1968 г. Знаменская церковь. Автор фото: Г.И. Гунькин.
 

Предыдущие две фотографии были сделаны Г.И. Гунькиным, признанным мастером художественной фотофиксации памятников истории и культуры, чьи снимки объектов культурного наследия Липецкой области 1960-1970-х гг. уже стали историческими документами и применяются при разработке проектов реставрации данных памятников архитектуры.

Георгий Иванович Гунькин родился 30 июня 1911 г. в с. Подгорное Липецкого уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В 1931 г. по совету академика И.П. Машкова (своего земляка) поступил в Московский архитектурный институт, по окончании которого со специальностью архитектор в 1939 г. был направлен на станцию Шлиссельбург Ленинградской области, где начал свою трудовую деятельность. В годы ВОВ работал по специальности,  в 1943 г. призван в ряды РKKА,  но по состоянию здоровья через год был демобилизован.

После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Георгий Иванович Гунькин поступил работать в комитет по делам архитектуры при Совете министров РСФСР, через год - в Институт истории искусств АН СССР на должность младшего научного сотрудника. Там он серьезно увлекся изучением творчества архитектора В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле,  обретя единомышленника в лице директора Института истории искусств АН СССР И.Э. Грабаря. Ими в 1951 г. в соавторстве с Т.П. Kаждан выпущен фундаментальный труд «Неизвестные и предполагаемые постройки В.И. Баженова», на страницах которого опубликована статья Г.И. Гунькина «О Церкви Знамения Божией Матери в селе Вешаловка Липецкого района». Изучению усадьбы и церкви в с. Вешаловка Георгий Иванович посвятил много лет своей жизни,  атрибутируя Знаменский храм в качестве одной из наиболее ярких построек великого зодчего в русской провинции. После публикации этой книги Г.И. Гунькиным были выявлены и обследованы другие предполагаемые им творения Баженова на Липецкой земле. Увлечение творчеством зодчего не покидало Георгия Ивановича всю жизнь.

В 1947 г. Г.И. Гунькин познакомился с известным архитектором и реставратором П.Д. Барановским. В 1961 г. поступил на работу в Научно-методический совет по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР. Там он совместно с Барановским и Маковецким занимался реставрацией памятников архитектуры. В 1960-е гг. им лично были проведены исследования и обмеры памятников архитектуры Рязанской области, а так же продолжено выявление и обследование памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Георгий Иванович участвовал в экспедициях Института археологии Академии наук СССР по исследованию античных городов Аполлония в Албании, Пантикапея (г. Kерчь) и Фанагории.

С 1966 г. Георгий Иванович работал в Московском архитектурном институте в качестве руководителя студенческого проектно-конструкторского бюро, по совместительству преподавал на кафедрах введения в архитектурное проектирование и архитектурной реставрации. Прекрасно эрудированный специалист-реставратор, он мог ответить на любой вопрос, квалифицированно решить трудную задачу. «Настоящая ходячая энциклопедия», - говорили о нем коллеги. Продолжая преподавать в МАРХИ, в 1967 г. Георгий Иванович был назначен на должность заведующего библиотекой института. А в 1972 г. переведен в НИС старшим научным сотрудником,  но преподавательскую деятельность не оставил. С 1973 г. и до пенсии Гунькин работал в качестве главного реставратора, а позже и главного консультанта Академии художеств, продолжал заниматься изучением неизвестных построек В.И. Баженова, в том числе и на Липецкой земле,  боролся за скорейшее восстановление Царицынского дворцово-паркового ансамбля.

Работая долгие годы в Москве,  Георгий Иванович каждое лето приезжал на свою родину в Липецкую область, где проводил обследования, обмеры и фотофиксацию памятников истории и архитектуры родного края. В 1983 г. он ушел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжал в меру сил заниматься любимым делом - изучением памятников архитектуры. Его материалы стали хорошим подспорьем в последующем изучении и реставрации памятников архитектуры Липецкой области. Kроме того, Г.И. Гунькин внес большой вклад в организацию государственной охраны памятников истории и культуры Липецкой области,  выявив сотни исторических зданий и сооружений области с оформлением учетных карточек и паспортов на данные памятники. Его труды в этой сфере не потеряли своего значения и в настоящее время.

  Работы Г.И. Гунькина опубликованы в «Истории русского искусства» (том VI, совместно с И.Э. Грабарем), в сборнике статей о творчестве В.И. Баженова в «Ежегоднике» Института истории искусств. Kроме того, он выполнил иллюстрации в первых шести томах «Истории русского искусства», в третьем томе «Всеобщей истории искусств» (автор М.В. Алпатов), в книге «Рязань» (автор М.А. Ильин) и других изданиях.


Старые карты


усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1790 год. ПГМ.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1850 год. Менде.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1871 год.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1911 год.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1938 год. ВешАловка.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
1988 год.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
2010 год.
 
усадьба Вешеловка (Вешаловка)
2014 год

Ссылки

Н.П. Селезнев «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001
Чекмарев А.В. Хроника вандализмов – 2004. В сб.: «Русская усадьба», № 10 (26). М., 2004. С.637-669.

http://www.gosdirekcia.ru/news?id=405
http://lrnews.ru/news/full/28258

http://reon.livejournal.com/252478.html
http://alina23101970.livejournal.com/2953.html
http://vmulder.livejournal.com/58578.html
http://deni-spiri.livejournal.com/28889.html

 

Спасибо, есть что добавить?

promo deadokey january 8, 21:11 38
Buy for 30 tokens
По многочисленным просьбам мы решили повторить поездку «Усадебного экспресса» в Мелихово А.П. Чехова. Данная поездка даст возможность окунуться в чеховскую эпоху, а также почувствовать себя настоящими театральными актерами и участниками пьесы по одному из рассказов писателя. По пути…
Спасибо большое, посмотрел, чертополох классно смотрится! )
Очень красивый храм! У меня почему-то 11 фото не открывается :(
какая красивая церковь!!!
А "президентский" Кожин случайно не потомок тех Кожиных...
Колокольня похожа на подмосковное Поджигородово, стиль Баженова
Да, храм в Поджигородово поскромней оформлен. Но силуэт очень похож.
Спасибо за ссылку - какие там ещё интересные руины есть.
И его сейчас сильно закрасили, упростив фактуру)
Очень красивая церковь, жаль усадьба не сохранилась.
Да, жалко дворцу не нашлось применение и он после пожара быстро исчез, а вот башня по счастливой случайности сохранилась
К сожалению, ничего...может есть фундаменты, но нужно копать
спасибо, здорово! И как всегда у Баженова - никаких надежных док-тов. Знаете искусствоведческую легенду о том, как Грабарь нашел документы, доказывающие, что к Пашкову дому Баженов не имеет отношения - он их нашел и уничтожил. чтобы не нарушать логику своего курса "Истории русского искусства".

еще подумалось: вот принято считать, что помещику, чтобы сколько-нибудь пристойно сводить концы с концами на доходы от поместья, надо иметь ок. 100 душ. А вот при 600 душах уже есть возможность строить такие вот штуки... Ну, правда земли хорошие, но все равно.
Ну почему, как всегда. Там, где Баженов выполнял госзаказы, документов вполне достаточно. Особенности отечественной бюрократии. А вот с частным строительством - действительно беда. Но это касается не только Баженова. О том же Родионе Казакове, например, мало что известно достоверно.
возможно уже путаю - давно учился, - но, кажется, с Инженерным замком тоже туман - где там Баженов, а где Бренна.

ну и кстати про особенности бюрократии - вот что точно знаю, так это авторство тех или иных лиц в постройках Петербурга 20-40 годов 19 века - вещь весьма условная. Там по сути коллективное творчество,а подписи ставились по должности. В том же Исаакиевском соборе не так много Монферрана
Да, госзаказчики стоят в первых рядах. У меня в постах Родион Казаков упомянут в постах про Строганову дачу на Яузе и про Кузьминкт
"Жадность фраера сгубила" — это про Кожина :)
Поэтому иностранцы не так охотно инвестируют в наш бизнес)
Эти загадки и отсутствие документов всегда привлекали искусствоведов. У меня тоже есть список со всеми возможными работами Баженова, нанесенными на карту, может быть скоро выложу)
В 1790е годы строилась удивительная готическая церковь Преображения в селе Красном у Марка Полторацкого - авторское повторение петербуржской Чесменской церкви архитектора Фельтена. Тоже очень близко по времени и по стилю
Церковь, нечего и говорить, великолепна! Да и фотки хороши)
Единственное, вышку сотовой связи на заглавном фото можно было бы зафотошопить.
Вышка немного осовременила вид церкви)
Не мог выбрать заглавную фотографию, панорамная фотография (№7) по высоте была меньше стандартной заглавной фото; детали не хотел в заглавие делать, получилось бы похоже на Царицыно, Воронцово и другую псевдоготику; склонялся еще к фото №27, но там только остатки башни.
Ну уж не знаю, по мне так такие места лучше не "осовременивать".
Нормальный ты снимок выбрал для заглавия - 7 и 27 значительно хуже бы смотрелись, т.к. первый существенно искажает реальный вид объекта, а второй дает о нем слишком мало визуальной информации.
Прекрасно отснято! Рад, что мой пост пригодился )
Сомнительно, что обе фотографии Гунькина !968 года
Спасибо! Только сегодня там были. Очередной раз попыталась найти более-менее подробную информацию и наткнулась на ваш пост! Очень познавательно, дам детям почитать.
Пожалуйста, надеюсь детям понравится и они заинтересуются ещё больше. На этой неделе был в усадьбе Каргашино Рязанской области, там был похожий по декору на вешаловский главный усадебный дом