Усадьба ИВАНОВСКОЕ-БЕЗОБРАЗОВО, Московская область, Волоколамский район

Усадьба Ивановское-Безобразово - архитектурный ансамбль второй половины XVIII- нач.XIX вв., расположенный на отлогом берегу Ламы недалеко Волоколамска. Начавший формироваться на излёте стиля барокко, комплекс был завершён уже в эпоху зрелого ампира, вобрав в себя черты ряда стилистических напластований рубежа XVIII-XIX вв., из которых наибольший интерес представляют собой постройки в стиле раннего классицизма и псевдоготики. Когда ещё формировался усадебный комплекс, либо не найдя в нём ничего привлекательного, либо по иным причинам, проезжавшая в начале сентября 1775 года из Нового Иерусалима в Ярополец Екатерина II не изъявила желания его посетить. Но разве кто-либо мог подумать, что меньше чем пол века это имение будет принадлежать ни кому-нибудь, а генералу-губернатору Санкт-Петербурга, мужу узаконенной дочери Фёдора Григорьеича Орлова – Александру Михайловичу Безобразову!

Важной чертой в судьбе усадьбы сыграл тот факт, что с момента основания, вплоть до национализации 1917-1918 гг. владела одна семья, один род. Одним из последних лиц семьи Безобразовых, с которым связана усадьба, стал Александр Михайлович Безобразов (1853-1931 гг.), вошедший в русскую историю как одно из лиц, причастных к нагнетанию отношений между Россией и Японией, спровоцировавших русско-японскую войну 1904-1905 гг.

Сейчас усадьба Ивановское-Безобразово находится в полузаброшенном виде. Главный дом постепенно обращается в руины, находясь в аварийном состоянии. Бывшие жилые флигели парадного двора также постепенно ветшают и не используются, в отличии от служебных, в которых до сих пор теплится жизнь. Текст про усадьбу написан вместе с Борисом Бочарниковым bbocharnikov.

усадьба Ивановское-Безобразово


Дата фотографий: 2015 год, 28 марта.

усадьба Ивановское-Безобразово
Генплан усадьбы Ивановское-Безобразово.
1. Главный дом. 2. Погреб 3. Жилые флигели 4. Ворота парадного двора 5. Церковь
6. Восточный служебный корпус 7. Западный служебный корпус 8. Флигели на хозяйственном дворе.
9. Служебная постройка 10. Водонапорная башня.
 

Усадьба была основана во второй половине XVIII в., вероятнее всего, после 1766 года, т.к. именно тогда было произведено межевание земли села Ивановское, которое известно ещё с 1506 года под другим, более древнем названием  – Староволоцким. Первый владелец усадьбы - действительный статский советник О.И. Безобразов  непосредственно в 1770-х гг. начал строительство на территории усадьбы, возведя главный усадебный дом. Его сын, Обер-штер-кригскомиссар Михаил Осипович, произвёл все основные строительные работы, сформировав основную часть усадебного комплекса. В середине XIX в. усадьбой  владел действительный статский советник А.М. Безобразов, а затем – его племянница А.М. Безобразова. В конце столетия – корнет А.Ф. Безобразов и ему же, но в чине графа А.Ф. Чернышёва-Безобразова, затем его потомкам.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
2.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
3.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
План церкви.
 

Рассматривая усадьбу Ивановское-Безобразово как единое архитектурное целое, стоит отметить, что общая планировка усадьбы хотя и подчинена строгим законам классицизма, но она имеет и особую индивидуальность, связанную с особым географическим месторасположением. Ещё издали, при подъезде из Волоколамска, на макушке возвышенности, среди живописно расступающихся лесов, виднеется глава Знаменской церкви – главной архитектурной доминанты комплекса.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
4.
 
Знаменский храм был возведён в 1783 году взамен старого Ивановского храма, располагавшегося в другой части села. Его центральная ротонда расположена на одной оси с усадебным домом, что позволяет говорить об определённом сходстве в постановке храма с Яропольцом Чернышёвых. Это может быть объяснено как желанием следовать законам классицизма, так и заимствовать всё лучшее, что вводилось в близлежащих имениях. Но, помимо этого, постановку храма можно рассматривать и как пример традиционной практики возведения церкви на самом видном, либо возвышенном месте.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
5.
 

Эта величественная постройка по праву является наиболее интересным памятником усадебного комплекса. Церковь представляет собой вариант двухколоколенного храма московского круга рубежа 1770-1780-х гг., во многом перекликаясь с храмом Преображения Господня в Пехра-Яковлевское (1773-1783 гг.) и церковью Сошествия св. Духа на Лазаревском кладбище (1784-1787 гг.). Хотя сам дошёл с существенными изменениям, произведёнными в первой половине XIX века, изменившими характер первоначальной моделировки фасадов, но можно сказать, что памятник сочетает в себе многие черты обоих церквей, обладая также и индивидуальными особенностями – частой разбивкой окон с нишами ложных оконных проёмов, так и масштабностью, особенно усилившейся в ходе перестроек XIX в. В этом плане заслуживает внимание западный фасад церкви, с характерной для дворянских усадебных храмов эпохи классицизма двухколоколенной композицией, говорящей о стремлении владельцев усадьбы создать своё родовое гнездо по моде архитектуры своего времени, прежде всего, прививая к русской почве образцы западной архитектуры.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
6.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
7.
 

Как было выше указано, в отличии от двух выше упомянутых храмов, Знаменская церковь не сохранила своего первоначального облика, но при этом, не утратила собственной оригинальности. Это особенно чувствуется при взгляде на выразительный портик, украшенный спаренными колоннами тосканского ордера, ставшие впоследствии неотъемлемой чертой переделок А.М. Безобразова, при котором подвергся переработке и главный усадебный дом (о нём позднее). Хотя сам факт перестройки в XIX столетии храма вызывает споры некоторые споры, но можно с уверенностью сказать, что художественные особенности обработки фасада полностью соответствуют особенностям классицизма XVIII столетия, с его тонкой сдержанностью и динамичной, подчёркнутой долей торжественности. Поэтому, если придерживаться версии того, что портик западного фасада не первоначальный, то необходимость в разборке прежней паперти была обусловлена необходимостью расширения трапезной, в которой были созданы два предела, а глубокая лоджия, скрытая четырёхколонным портиком, была разобрана. Если считать, что портик относится к 1783 году, то тогда он, безусловно, выводит церковь в Ивановском-Безобразово в число наиболее ярких вариантов данной «двухбашенной» типологии.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
8.
 

В простенках нового портика расположился западный вход с двумя окнами, обрамлёнными сандриками, а также поздние росписи, из которых наиболее лучшим образом дошёл до наших дней образ богоматери «знамение».

 
усадьба Ивановское-Безобразово
9.
 
Парные звонницы, из которых полностью сохранилась лишь северная, запоминаются не сколько внешним, сколько внутренним решением лестничной камеры. Будучи вписанной в окружность, со второго яруса лестница была заключена в крестообразные камеры, форма которых в отсутствии лестниц производит впечатление на современного зрителя.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
10.
 

Внутренняя планировка храма, в отличии от храма Пехра-Яковлевском, очень близка церкви на Лазаревском кладбище. Но, если внимательно взглянуть на план, то становится весьма очевидным различие в масштабе ротонды, имеющей несравненно больше оконных проёмов, сгруппированным по трём сторонам света, а также размер трапезной значительно уступает первоначальной трапезной Лазаревской церкви. Стоит заметить, что в храме в Пехра-Яковлевском трапезная вообще отсутствует.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
11.
 
Убранство храма, к сожалению, до наших дней практически не сохранилось. Лишь относительно хорошо в барабане купола уцелели образы святых апостолов, так как сам свод почти полностью утратил своё живописное убранство. Фрагменты стенописи, характерной для русского стиля конца XIX начала ХХ века, относящейся к 1903 году, читаются в орнаментальных фрагментах простенков окон, так и в полностью утратившей крышу трапезной, в которой достаточно хорошо сохранился образ спаса нерукотворного. Местами сохранились и фрагменты напольного покрытия – метлахской плитки конца XIX столетия.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
12.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
13.
 

Внешняя обработка объёма односветной ротонды, как было выше отмечено, дошла до нас в формах зрелой классики: срублены зубчики венчающего карниза, утрачены изящные обрамления окон, полностью удалена декорация барабана купола, что придало храму как явный, несколько чуждый позднеампирный характер, так и предельную чистоту, лаконизм форм.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
14.
 

Свидетельством сложной судьбы храма, закрытого в годы гонений на церковь и пережившего последовавшую Великую Отечественную войну, могут служить многочисленные выбоины, в том числе и отверстие от попадания вражеского снаряда, красноречиво зияющего над проёмом южного входа, обращённого в сторону усадебного дома.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
15.
 

Ещё одной особенностью храма является редчайший пример сохранившейся части некрополя, на котором по сию пору можно увидеть надгробия Е.П. Безобразовой (1829-1901 гг.) и предпоследнего владельца усадьбы графа А.Ф. Чернышёва-Безобразова (1859-1911 гг.). Фамилия Чернышёв в имени Александра Фёдоровича возникла лишь в 1908 году, когда ему было дозволено было принять титул, фамилию и герб графов Чернышёвых (владельцев Яропольца), т.к. граф А.Ф. Безобразов был в браке с Чернышёвой-Кругликовой.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
16.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
17.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
18.
 
Противоположно храму расположен парадный двор, отмеченный пилонами и обрамлённый оградой со столбами-колоннами дорического ордера, увенчанными шарами. Она относится к ампирному периоду развития ансамбля. С боков двор замкнут двумя протяжёнными флигелями.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
19.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
20.
 
В глубине двора расположена старейшая постройка усадьбы – главный дом, заложенный основателем усадьбы – О.И. Безобразовым. Перед домом обращают внимание две типовых скульптуры в стилистике соцреализма с установленными подле них мемориальными досками в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны сотрудниках Животноводческо-ветеринарного техникума и сельчан. Эти мемориальные памятники придают двору особую торжественность. Разбивка озеленения и системы аллей двора соответствует традиционной барочной схеме трёхлучия.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
21.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
22. Кто-то очень любит этот флигель)
 
Внешний объём дома представляет собой двухэтажное здание, вознесённое на цоколь подвальной части со сводчатыми подвалами. Согласно натурным и иным исследованиям известно, что первоначально дом был одноэтажным и выдержан в стиле барокко. Фасады украшали фигурные наличники на кронштейнах и пилястры с мелкопрофильными базами из белого камня. Но, по-видимому, в первой половине XIX века, как и церковь, дом был значительно видоизменён: возведён второй деревянный этаж, к торцам пристроены полуротонды, изменена внешняя обработка фасадов.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
23.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
24.
 

Достаточно скупая и лаконичная отделка глади внешних стен дома была оживлена лишь межэтажным поясом и чередующимися сандриками окон первого этажа. Средняя треть (центры) северного (парадного) и южного (паркового) фасада были отмечены сильно вынесенными колонными портиками-верандами тосканского ордера, но отличающимися по конфигурации. Если портик главного фасада был поставлен над проездным пандусом, то парковый отличался полукруглым изгибом и двумя спускающимися всходами.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
25.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
План главного дома.
 
Возможно, портики встали на существовавшие до того площадки, по своей форме и конфигурации характерные для архитектуры середины XVIII века. К сожалению, до наших дней не уцелел портик южного фасада – он был разобран, вероятнее всего, после войны. Не сохранилось и пейзажного парка, располагавшегося позади дома. Его территорию сейчас частично занимает плодовый сад и хозяйственные постройки.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
26.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
27.
 
Размышляя над проблемой ампирного дома рубежа первой-второй четверти XIX века, нельзя не вспомнить об известном памятнике московского ампира – доме П.Н. Зубова, относящегося к 1830-ым гг. Этот внешне строгий, не обогащённый богатым декором фасад имеет немало общих черт с домом в Ивановском-Безобразово. Особенно заметно это в полном отсутствии какой-либо декоративной отделки второго этажа, хотя дом Зубова приобрёл его лишь в 1840 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
28.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
29.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
30. Пейзажный парк не сохранился.
 
Если главный дом, на первый взгляд, производит впечатление типичного, вполне рядового произведения архитектуры, то флигеля и хозяйственные постройки имеют очевидную декоративную выразительность.

Флигели, замыкающие с боков парадный двор – ровесники дома 1770-х гг. Как и дом первоначально они были одноэтажными, но при полномасштабной реконструкции усадьбы в первой четверти XIX века они были перестроены, получив новое убранство фасадов в стиле позднего классицизма. Наибольший интерес представляют собой торцы, выходящие на дорогу, вместе с оградой составляющие единое целое. Пилястровые портики большого тосканского ордера с фронтоном, прорезанным  полуциркульным чердачным окном, выражают роль монументальных пилонов, придающих как усадебному двору, так и открытому пространству перед церковью характер городской площади.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
31.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
32.
 
Несмотря на кажущуюся одинаковость флигелей, их функциональное значение было различным. Если восточный флигель был полностью жилым, то западный, вероятнее всего, имел хозяйственное предназначение, о чём свидетельствует заложенная проездная арка, обрамлённая полуколоннами
 
усадьба Ивановское-Безобразово
33.
 

Вслед за западным флигелем расположен хозяйственный двор, вдоль усадебной ограды которого расположены два совершенно одинаковых двухэтажных флигеля 1780-х гг. Их стилистика в полной мере отвечает архитектуре одновременно возводившейся в те годы церкви, имея сходные членения фасадов, сходную систему разбивки окон. Но, вместе с тем, в полной мерее соответствуя формах классицизма, хозяйственные корпуса несут отпечаток псевдоготики – популярного направления в русской архитектуре второй половины XVIII века.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
34.
 

Особенно ярко черты псевдоготики проявились в обработке фасадов восточного (при подъезде к усадьбе) и западного (в конце комплекса) служебных корпусов. Как и решение флигелей парадного двора, основная часть декоративной обработки сконцентрирована на главных фасадах, нося отпечаток явного обращения к сочетанию русско-готическим мотивов в трактовке Петровского дворца М.Ф. Казакова (1776-1780 гг.). К сожалению, история не сохранила нам имя их автора. Существуют предположения, что автором служебных корпусов мог быть и ученик В.И. Баженова и М.Ф. Казакова – И.В. Еготов (1756-1815 гг.), которому приписываются постройки в соседней усадьбе Ярополец Загряжских (1780-1790- гг.). Это косвенно подтверждается использованием дорического ордера и руста, применённого в углах и в наложенных стрельчатых аркадах, играющих роль портиков-ризалитов. Последнее – особенно характерный приём для позже возведённого в подмосковном селе Царицыно большого дворца по проекту М.Ф.Казакова (1786-1796 гг.). В нём верхняя аркада центральной повышенной части издали представляет собой иллюзию заложенной почти двухсветной аркады, сочетающей дорический ордер и стрельчатые арки.  Если же рассмотреть версию, гласящую, что автором корпусов мог стать автор Знаменской церкви, учитывая наличие руста и готических мотивов в хозяйственных флигелях, то им мог вполне быть автор церкви в Пехра-Яковлевское (К.И.Бланк (?)), либо неизвестный зодчий, входивший в круг тогдашней архитектурной элиты.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
35.
 

Нетрудно заметить, что все вышеописанные постройки усадьбы сконцентрированы не вдоль определённой оси, прочерченной по центральной оси парадного двора, ни по аллеям несуществующего пейзажного парка, а расставлены вдоль дороги из Волоколамска в Ярополец, невольно рождая ассоциацию с крепостью, чем с усадьбой.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
36.
 
Все наиболее интересные ярко разработанные фасады также выходят на дорогу, что оставляет немало вопросов для исследователей. И, хотя нет на территории усадьбы парковых затей, но всё-таки существует одна вполне интересная вертикаль – водонапорная башня. Выдержана она в эклектичной манере, по стилю близкой неоготике, что часто использовалось в архитектуре промышленных и хозяйственных сооружений рубежа XIX-XX вв. Верхняя часть башни выполнена из бетона – на тот момент только вводимого в повсеместную практику материала. В отличии от всех построек усадьбы башня не потеряла своего первоначального внешнего вида, избежав порочной практики окраски кирпичных сооружений, что было характерно для практики «косметического ремонта» в СССР.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
37.
 
Рассмотрев все основные сооружения усадьбы, можно сказать, что Ивановское-Безобразово удивительным образом перекликается со многими более известными усадебными комплексами Подмосковья. Хотя тут нет особо ценных, в общероссийском масштабе сооружений, но цельность комплекса и их аутентичность позволяет заполнить недостающие звенья в цепочке того или иного архитектурного мотива, композиции и типа здания. Даже, несмотря на явный недостаток сведений о прошлом усадьбы, – об интерьерах главного дома, особенностях утраченного парка, каким его видели последние владельцы усадьбы Александр, Владимир и Сергей Безобразовы – дети А.Ф. Чернышёва-Безобразова, можно сказать, что располагавшийся до 1990-х гг. Зооветтехникум не нанёс непоправимого урона. От последнего на территории усадьбы, за исключением ряда поздних не представляющих никакой архитектурной ценности хозяйственных построек, уцелела прекрасная скульптура  - образец модернизма 1960-1970-х гг., посвящённая теме мясо-молочного хозяйства.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
38.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
39.
 

В настоящий момент почти все постройки бывшей усадьбы не используются и постепенно приходят в упадок. Заметно ветшает усадебный дом – разрушается портик главного фасада, заметны обрушения на втором этаже.

 
усадьба Ивановское-Безобразово
40.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
41.
 
В помещениях Знаменской церкви царит разорение, хотя в дни особых праздников в специально отведённом месте в трапезной проходят службы. Само же село Ивановское с 2006 года имеет статус деревни городского поселения Волоколамск.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
42.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
43.

Старые фотографии

усадьба Ивановское-Безобразово
1942 г. Танковый десант в Ивановском.
Источник: http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=8&t=24902&start=2000
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Флигель на хозяйственном дворе.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Знаменская церковь.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Усадебный дом со стороны парка.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Жилой флигель, торцевой фасад.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Восточный служебный корпус.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Западный служебный корпус.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Вторая половина XX века. Ворота парадного двора.
Источник: Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г.

В лицах


усадьба Ивановское-Безобразово
Александр Михайлович Безобразов (23 декабря 1783 — 19 апреля 1871)
— сенатор и губернатор, писатель; действительный тайный советник, тамбовский, ярославский и петербургский губернатор.
Картина из Ярославского художественного музея.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
Александр Фёдорович Безобразов (c 1908 года граф Чернышёв-Безобразов; 30 июня 1859 — 16 ноября 1911)
— виленский вице-губернатор в 1904—1905 гг., церемонийместер. В 1883 году вышел в запас и посвятил себя общественной деятельности в Волоколамском уезде Московской губернии, где находилось имение «Ярополец», полученное им за женой, урожденной Чернышевой-Кругликовой. Состоял почетным мировым судьей этого уезда.

Старые карты


усадьба Ивановское-Безобразово
1774 год.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
1797 год.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
1826-1840 год.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
1860 год.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
1939 год.
 
усадьба Ивановское-Безобразово
1989 год.

Ссылки

1. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 М., 1998 г. стр. 49-53
2. Памятники архитектуры Москвы – Земляной город. Изд-во Искусство, М., 1990 г. стр. 152-153
3. Памятники архитектуры Москвы  - территория Москвы за Садовым кольцом и границами XVIII века. Изд-во Искусство, М., 1990 г. стр. 151-152
4. И.В. Яшманов «Архитектура неоготического стиля в России второй половины XIII – середины XIX вв.». СпБ, 2014 г., стр. 103
5. «Русская усадьба» - выпуск № 12[28] ОИРУ, изд-во Жираф, М. 2006 г. стр. 537

Спасибо, есть что добавить?

Posts from This Journal by “Волоколамский район” Tag

promo deadokey july 11, 19:01 4
Buy for 100 tokens
В августе я подготовил для вас новые и полюбившиеся путешествия Усадебного экспресса. Забронировать можно на сайте http://usadboved.ru 5 августа, суббота. Театрально-танцевальная экскурсия в усадьбы Мелихово и Лопасня-Зачатьевское, 3600 руб. 6 августа, воскресенье. Живые шкатулки в Федоскино и…
С первых фоток предположил, что у зданий "осколочные ранения". Так и оказалось.
А ещё видно, что с тех пор - даже "косметики" никто не проводил.
Сколько был в Яропольце, не знал, что рядом находится такое интересное место. Надо будет съездить.
Спасибо за пост, Вадим.
Рядом с Волоколамском еще усадьба Белая Колпь, там церковь, парк, дом управляющего и конный двор сохранились
Мои дорогие усадебные летописцы! Огромное Вам спасибо за столь интересное путешествие по Подмосковью, в частности в имение Безобразовых. Вопрос: чем вызвана веерная кладка на антаблементе главного портика? Церковь просто в духе палладинства провинциального, но фасад с двумя звонницами просто приставлен с испанских или аргентинских культовых построек! С одной стороны замкнутый ансамбль зданий, а с другой он словно втягивается в город, потому и оформление столь пристальное именно на фасады вдоль проезжей части, словно наши предки уже предвидели как разрастется современный Волоколамск. Какова общая площадь владения вместе с парком? Неужели ничего не известно про архитекторов, воплотивших замыслы владельца? УДИВИТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИКА всех строений, что видно благодаря открывшейся кладке. Стоит поглубже вникнуть в историю места. УДАЧИ.ВАМ!
Мария Павловна!
Позволю себе с вами не согласиться, особенно по отношению к церкви.
Наверное, очевидность того, что памятник такой типологии к числу провинциальных не относится понятна не только по своей типологической особенности, но и по целому ряду художественных деталей. Ваше сознательно разделение трапезной от центрического объёма, в плане которого читается крест, также вызывает сомнение, т.к. тут особенно чётко чувствуется влияние французской архитектурной школы (у Неффоржа был проект с такой же планировкой структурой, положенный в основу церкви Ивановском-Безобразово (подробнее в книге И.Е. Путятина «образ русского храма и эпоха просвещения»)).
Говоря же о символизме в месторасположении церкви, как и выборе её архитектурной композиции, мне представляется, что тут есть перекличка не только с Волоколамским кремлём, но и с новым Иерусалимом, находящимся не так далеко. Уподобление храма Иерусалимским святыням, а также и Иерусалимского храму Яхвы, приоткрывает завесу к линии философско-богословские исканий эпохи Просвещения, сочетавшей как библейские, так и иные представления, в том числе масонства. Даже М.В. Нащокина своей статье «русский масонский сад» (сборник ОИРУ № 12/28 2006) отмечала, что центрические храмы, павильоны, или беседки, символизировали обобщённый храм (храм Соломона), а также Космос. Так что, осмысление архитектурного ансамбля усадьбы Ивановское-Безобразово, и, более всего, её храма, откроет немало новых подробностей в трактовке этого прекрасного памятника.


Edited at 2015-08-03 05:53 am (UTC)
Одно пришло на ум: как же раньше строили. Такая кладка мощная, столько лет стоят никому не нужные, но стоят. В церкви даже фрески сохранились Жалко, конечно, все эти усадьбы.
Да, сохранность церкви, увертывающейся от пуль и снарядов во времена ВОВ, поражает, а второй этаж главногодома...он деревянный, плюс флигели все в сохранности, повезло усадьбе
Да, деревянный этаж и все же сохранился. Так и хочется сказать:"Не то, что современные казармы". Строили на совесть.
А до такого состояния усадьба доведена для того, чтобы ............. вид был безобразный, тогда усадьба будет соответствовать своему названию (((
Основой фамилии Безобразов послужило мирское имя Безобраз. Фамилия Безобразов образована от так называемого «охранительного» мирского имени Безобразный, которое означало «без образа», «некрасивый».

Хоть усадьба и в безобразном состоянии, но все равно она красивая и заслуживает внимания)
Конечно - усадьба красивая! Я просто немного пошутил ...... Да и скажу Вам по секрету, мне очень часто подобное состоянии исторических объектов нравится даже больше, чем недавно реставрированные и отделанные с чрезмерным усердием.
На мой скромный взгляд при восстановлении исторического здания должен присутствовать, если так можно выразиться, определенный "исторический шарм" ....... Пусть здание будет приведено в порядок, но оно должно оставаться свидетелем своей эпохи, а не становится "новым", как это случилось на нашей памяти с "Царицыно"....
Да я сам так шутил, когда там был))

Надо придумать программу на государственном уровне по сохранению памятников - "ни в коем случае не восстанавливать, а сохранить в руинированном состоянии", а рядом вне охранных зон уже ставить уютную скромную гостишку)
Объедини наконец в одного владельца корнета Александра Федоровича Безобразова и Чернышева-Безобразова:)) Это же одно и то же лицо:)))

А откуда информация про наследование от А.М. Безобразова к племяннице. Кто такая? Я ее не нашла.
Одно лицо, но там корнет, а здесь граф! )

Про племянницу написано в книге А.Б. Чижкова "Подмосковные усадьбы"
Конечно может)
Объединить его в одно лицо? Ведь у человека две разные жизни, с разными фамилиями)
ну он же один и тот же человек. И у каждого начинается другая жизнь, когда он женится:)
Он же женился и получил приставку и титул жены:)

А так написано так, что владели усадьбой два разных человека.
Ну напиши что владел корнет, который после женитьбы стал графом :) или как то еще.
Конечно может)
Объединить его в одно лицо? Ведь у человека две разные жизни, с разными фамилиями)
9 июля 2015 года в Нью-Йорке скончалась внучка графа Александра Федоровича, Ирина Сергеевна княгиня Багратион-Мухранская. Она была дочерью графа Сергея Александровича (последнего владельца усадьбы) и графини Елизаветы Дмитриевны Шереметевой, внучки графа Сергея Дмитриевича Шереметева и графа Иллариона Воронцова-Дашкова.
Антуражное место, очень необычная постройка. Тонко замечено: классицизм, но все равно образ постройки неповторимый. Церковь потрясающая, причем, я все чаще отмечаю про себя, что действительно притягивающие взгляд церковные постройки 18-19 веков легче встретить в разрушенном или полуразрушенном состоянии, нежели в "живом" и действующем. Проступающие фрески на фасаде всегда вызывают надежду на возрождение почему-то.
В общем, в который раз я поражаюсь разнообразию подмосковных усадеб, выполненных, вроде бы, в одном стиле, но таких разительно отличающихся друг от друга.
А что внутри дома, проверить сейчас не представляется возможным?
Насколько я знаю, из всей внутренней отделки дома до наших дней сохранился вестибюль, украшенный декоративной колоннадой, образующей подобие ротонды.