КУСКОВО. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музыкальная гостиная в кусковском Дворце

В Кусково есть отдельный вход во Дворец, сделанный в свое время графом П.Б. Шереметевым для своего сына Николая Петровича. Эти покои были закрыты для гостей и хозяева могли здесь уединяться. Граф любил играть в этих стенах на музыкальных инструментах и совершенствовать свое мастерство. А на рубеже XIX-XX веков внук Прасковьи Жемчуговой, Шереметев Сергей Дмитриевич, в этих покоях создал музей своей бабушки: им были собраны личные вещи и портреты известной актрисы. После рассказа про часовню, поставленную на месте встречи крепостной актрисы и графа, давайте посетим комнату Прасковьи Жемчуговой в кусковском Дворце.

усадьба Кусково комната Жемчуговой
Дата фотографий: 1 сентября, 2015 год.

В северо-восточной части кусковского Дворца, созданной в 1780-х годах, скрываются две гостиные, кабинет и спальня. В эти помещения с улицы был сделан отдельный вход. Комнаты предназначались для сына и наследника владельца Кусково, графа Николая Петровича.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
2. Музыкальная гостиная в покоях графа.
 
Музыкальная гостиная была закрыта для гостей и граф, являвшийся страстным театралом и прекрасным виолончелистом, мог здесь уединяться.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
3. Музыкальную гостиную еще называют комнатой-музеем Прасковьи Жемчуговой.
 
Портрет известной актрисы, графини Прасковьи был написан после ее смерти как своеобразный портрет-документ, основная задача которого засвидетельствовать "законорожденность" наследника тайного брака.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
4. Николай Аргунов (1771-1828). Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803 год.
 
Композиционным и смысловым центром музыкальной гостиной был стол для октета — ансамбля из восьми музыкантов, одним из которых был сам граф. Николай Петрович совершенствовал свое врожденное мастерство, беря уроки у лучшего музыканта Гранд Оперы – Ивара. Из воспоминаний графа И.М. Долгорукого: «Это составляло главнейшую страсть его во всю жизнь; он и при отце, когда холопы их играли всякую неделю оперы, бросал гостей, садился в оркестр за свой контрабас и тотчас после театра уходил в свои комнаты, не приветствуя никого из посетителей родительского дома».
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
5.
 
В прошлом рассказе было небольшое расследование, как же встретились граф Николай Петрович Шереметев с крепостной Прасковьей Ковалевой? Возле села Уславцево или уже в доме графа в Кускове? Если граф действительно решил увековечить память о Прасковье, поставив часовню на месте их встречи возле села Уславцево, то встретиться они могли там только в одном случае - когда Прасковье не было и года, а ему было 17 лет по приезду в усадьбу Вощажниково.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
6.
 
В Вощажниково был конный завод, а молодому графу предстояло большое путешествие в Европу, которое состоялось в 1769-1773 годах. Прасковья родилась в деревне Березино села Вощажниково Юхотской волости, Ярославской губернии в 1768 году. И вероятнее всего, молодой граф мог встретить семью Ковалевых, отправлявшихся по указанию его батюшки - графа Петра Шереметева в Кусково, где создавался роскошный ансамбль. Б.П. Шереметев нуждался в самых лучших мастеровых, в связи с чем и вызвал семью кузнеца Ковалева в Кусково. Возможно кузнец молодому графу чем-то помог в дороге или наоборот, но тем не менее - эта удивительная встреча с маленькой дочкой кузнеца состоялась. Но было ей на тот момент меньше года!
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
7. Из музыкальной гостиной можно пройти в спальню графа, интерьеры ее я покажу в следующем посте.
 
Покои графа, сохранившие его голос и музыку, стали своеобразным музеем, посвященным смыслу, успеху и трагедии его жизни — театру и его жене, бывшей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой, по сцене — Жемчуговой, в замужестве — графине Шереметевой.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
8.
 
Здесь находятся портреты известной актрисы, вещи, которых могли касаться ее руки, книги, которые она могла читать, иконы, что она почитала. Всю эту коллекцию на рубеже XIX-XX веков собрал в усадьбе внук Прасковьи Жемчуговой, граф Сергей Дмитриевич. Самые первые описи усадьбы Кусково, ставшей музеем, составленные в 1919 году, свидетельствовали, что Музыкальная гостиная графа Николая Петровича была для семьи Шереметевых не только одной из многих парадных гостиных Дворца, но и имела особое назначение - в зримых образах, вещах и книгах хранить историю семьи.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
9.
 
Музейная экспозиция, собранная графом С.Д. Шереметевым, просуществовала примерно до 1927 года. Подтверждением тому служат созданные художником П. Петровичевым в 1920-х годах виды гостиных кусковского Дворца. Живописец запечатлел в том числе и Музыкальную гостиную, называвший ее «Гостиной в стиле жакоб» (1925 год) (оригинал картины находится в этой комнате, ее можно заметить на фото №3).
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
10.
 
Спустя несколько лет после открытия отреставрированных Покоев графа Николая Петровича, выполнили также реконструкцию «семейного мемориала графа Сергея Дмитриевича», несколько расширив его экспонатами музея, посвященными театру, его владельцам и актерам.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
11.
 
В основе художественного решения убранства гостиных находится сплетение двух лейтмотивов: крепостной театр графа и судьба одной из его выдающихся актрис.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
12.
 
Утраченное в XIX веке здание кусковского театра в английском парке и специфическая экспозиция Воздушного театра (под открытым небом) не позволяли музею «держать открытой» одну из интереснейших страниц жизни усадьбы. Созданная вначале, как выставка «Храм добродетели душа ее была...», посвященная дебюту крепостной актрисы, выставка стала постоянной тематической экспозицией, занимая достойное место в ряду дворцовых интерьеров.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
13.
 
В 1797 году графу Шереметеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. В связи с этим граф переехал в Петербург, забрав с собой лучших актеров своей труппы. Переезд в столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданое.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
14.
 
Прасковья Ковалева-Жемчугова по образованию и манерам ничем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Она легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметева, если бы только не почти пожизненное клеймо крепостной.
 
усадьба Кусково комната Жемчуговой
15. Собственноручная вышивка графини Прасковьи Ивановны Шереметевой.
Учитывая, что вместе с Николаем Петровичем Шереметевым, они были вместе 22 года, а здесь 22 цветка, то можно предположить, что каждый цветок означает год их совместной жизни. Последние три года вышиты золотом: 1800 год обручения, 1801 год венчания, 1802 год она носит под сердцем сына графа.
 
Американский писатель Дуглас Смит написал четыре книги о России, одна из них посвящена Прасковьи Жемчуговой и называется "The Pearl: A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia" (Жемчужина: Правдивая история о запрещенной любви во времена Екатерины Великой". Описание книги можно посмотреть на сайте автора, а купить и почитать отзывы можно на Amazon.

Ссылки

Сягаева Л.В. - Усадьба Шереметевых Кусково - 2012 год.

Posts from This Journal by “Кусково” Tag

promo deadokey july 11, 19:01 4
Buy for 100 tokens
В августе я подготовил для вас новые и полюбившиеся путешествия Усадебного экспресса. Забронировать можно на сайте http://usadboved.ru 5 августа, суббота. Театрально-танцевальная экскурсия в усадьбы Мелихово и Лопасня-Зачатьевское, 3600 руб. 6 августа, воскресенье. Живые шкатулки в Федоскино и…
О спасибо большое. А то же туда никак не попаду.
Все время, когда я попадаю в Кусково, мне говорят, что комнаты закрыты для просмотра.

А как трогательно про нее написал граф Сергей Дмитриевич.
Эта часть комнат открыта только летом, зимой холодно (
так последний раз я там была со Школой Наследия как раз летом...
а, вспомнила. Мы же были в тот день, когда дворец вообще не работал. И нам показывали без личных покоев. )))
Надо летом туда выбраться)
А я попал во время уборки, когда все ковры переворачивали и пылесосили)
В этом были плюсы, удалось зайти на лестницу, которая ведет на антресоли, и увидеть скрытые печи
Раньше говорили, что эта вышивка экран для камина, жаль теперь комнаты в антресолях (над музыкальной гостиной) закрыты для посещения, в них теперь фонды. Они повесили бра, как в танцевальном зале. В ГНИМА сохранились обмерные чертежи 19 века, на которых есть снесенный деревянный театр.

Edited at 2015-12-23 10:08 am (UTC)
Верно ли я Вас понял, что сейчас ни одно из помещений антресолей не доступно для посетителей?
Все помещения антресолей закрыты, но мне удалось попасть на одну из лестниц, ведущих наверх
Печально! Считаю, при этом музей значительно потерял в информативности по части истории архитектуры. К счастью, мне удалось не раз побывать там на выставках.
и археологии тоже мало...в прошлом сборнике ОИРУ была опубликована хорошая статья про археологические исследования в Кусково, но пока не введено в оборот
Там фонды ныне, раньше в них был отдельный вход с улицы
удивительная, красивая история) только выводы по поводу совместной жизни не совсем понятны.. в 11 лет прасковья вроде как дебютировала на сцене театра, но не в совместной жизни же?
конечно не в совместной)
по датировкам получается, что Жемчугова могла в первый раз увидеться с графом в возрасте 1 год в Ярославской губернии, а потом они уже встретились в Кусково, когда точно - не известно)
КУСКОВО. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музык
Пользователь vol_majya сослался на вашу запись в своей записи «КУСКОВО. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музыкальная гостиная в кусковском Дворце» в контексте: [...] взят у в КУСКОВО. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музыкальная гостиная в кусковском Дворце [...]
Так приятно было побывать во дворце графа Шереметева. Соскучилась по таким интерьерам. Раньше чаще видела такие интерьеры вживую. сейчас только на фотографиях. Красота такая, и история такая милая. хоть и печальная.
Ирина, помните эту комнату, она была такой же, когда вы были там в последний раз?
Вадим, я была в Кусково во дворце очень давно. Хорошо помню выставку советского фарфора. Точно сказать, такой же была эта комната, не могу, но такие интерьеры я часто видела. Я рада. что в моем детстве все это было, историю Шереметева и Жемчуговой я знаю с детства. А вот что я хорошо запомнила - это Кремлевские царские покои, которые я видела в 1958 году. Эти темноватые комнаты, казалось, что там все так, как было при царе Иване Грозном. А портрет Жемчуговой в полосатом халате я помню.
В Американской оранжереи (рядом с выставкой фарфора) в Кусково сейчас открылась выставка портретов из фондов музея-усадьбы, около 100 работ
Спасибо за экскурсию! Очень хочу там побывать!
Скоро еще выложу другие комнаты) и расскажу про портретную галерею, которая открылась в Американской оранжереи в Кусково
Могила Прасковьи Ивановны Шереметевой в Александро-Невской Лавре ( Лазаревская церковь)

Надпись наверху:
« Шереметева графиня Прасковья Ивановна, рожденная от фамилии польских шляхтичей Ковалевских, супруга действительного тайного советника, сенатора, обер-камергера, св. Андрея Первозванного, св. Владимира 1-й степени и прочих российских и иностранных орденов кавалера, графа Николая Петровича Шереметева; родилась 20 июля 1768 года, в супружество вступила 6 ноября 1801 года в Москве, † в С.-Петербурге 23 февраля 1803 года, в 3 часу по-полуночи.»

Надпись ниже:
Не пышный мармор сей, нечувственный и бренный,
Супруги, матери скрывает прах бесценный.
Храм добродетели душа ея была,
Мир, благочестие и вера в ней жила.
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,
В ней верность искрення, чувствительность блистала.
Она и в смертный час, в преданности своей.
Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.
Какая же судьба несчастного супруга,
Сужденного влачить всю жизнь свою без друга!
Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон,
Которыми свое питает сердце он.
Но смерть ея была к бессмертию дорога;
Невинный дух ея в объятиях у Бога
В покров нетления пресветлый облечен
И ликом ангельским повсюду окружен.
В жилище праведных всех благ лиющий реки,
О Боже, упокой сей чистый дух на веки
(Александро-Невская лавра. Лазаревская церковь).
По преданию автором эпитафии был граф Николай Петрович Шереметев