Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена

Знаменитый род Голицыных оставил огромный след в истории России и внес большой вклад в сокровищницу архитектурного наследия страны. Представителям рода Голицыных принадлежали такие большие усадебные комплексы, как Кузьминки, Сима, Дубровицы, Пехра-Яковлевское. Но мало кто знает, что еще одна жемчужина истории и архитектуры, связанная с родом Голицыных, находится в городе Мичуринск Тамбовской области.

Одноэтажный дом, возведенный в 1823 году в стиле русского классицизма, принадлежал двум гениям, отцу и сыну, чьи общественные, музыкальные и литературные достижения, навсегда остались в истории. Здесь жили Николай Борисович и его сын Юрий Николаевич Голицыны. Николай Борисович, музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена. Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Кроме того, существует легенда, согласно которой Бетховен написал по заказу Голицына произведение «Освящение дома», приуроченное к окончанию строительства дома в Мичуринске. Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, созданного в 1995 году в доме Голицыных.

Сегодня в музее хранится более 7500 экспонатов, рассказывающих посетителям о хозяевах особняка, литературных и музыкальных традициях Мичуринска (бывшего Козлова), а также всей Тамбовской области. В экспозиции музея представлено очень много старинных музыкальных инструментов, в том числе редчайший экспонат – фортепиано «Вильгельм Бизе» 1771 (?) года, которое, по некоторым сведениям, сохранилось здесь от хозяев дома.

Я приглашаю вас совершить экскурсию по мичуринскому особняку Голицыных и сделать множество удивительных открытий об этом месте. Велика вероятность, что после прогулки по интерьерам особняка, ценители музыки и истории решат, что грядущие майские праздники следует провести именно здесь!

Усадьба Голицыных, г. Мичуринк

Адрес усадьбы: г. Мичуринск, ул.Гагарина, д.4.
Дата фотографий:
2016 год, 5 марта.

По пути к усадьбе можно сначала заглянуть в Боголюбский собор, который находится на ул. Герасимова.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
2. Собор Иконы Божией Матери Боголюбская в Боголюбском Козловском монастыре. Выстроен в 1848-1873 на средства купца Г. Воронова и других. Архитектор К.А. Тон.
 

До революции город Мичуринск носил совершенно другое название: он был известен как Козлов – один из самых крупных и прогрессивных городов огромной Тамбовской губернии.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
История Мичуринска (Козлова). Монастырская улица в Козлове. Начало XX века.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
3. Большой четырёхстолпный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, сооружённый по образцу Введенского проекта лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге. 
 
Свернем на улицу Революционную улицу, здесь сохранилось много дореволюционных особняков.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
4. Революционная улица.
 
Здесь проживали множество купеческих семей и мелкопоместных дворян, дома и шикарные особняки которых сохранились и дошли до наших дней. История города тесно связана с именами выдающихся музыкантов, агрономов, общественных и политических деятелей. Козлов был зажиточным городом. Местные меценаты не жалели денег на строительство храмов, общественных учреждений и школ.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
5.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
6. А этот дом продается.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
7. Дом в начале Революционной улицы с деревянными наличниками.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
8.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
9. Всего ри дома на ул. Революционной внесены в реестр памятников.
 
Сначала мне показалось, что вот она, усадьба Голицына, друга Людвига Бетховена!
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
10.
 
Но это оказался Аграрный коллеж, выстроенный на месте площади, находившейся напротив настоящего дома Голицыных.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1973 г.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
Начало XX века. Базарная площадь.
 

И вот, в первой четверти XIX века на бывшей площади Базарной, начали возводить одноэтажный особняк, заказчиком которого был Николай Борисович Голицын. Дом был построен в 1823 году. Это красивое каменное здание, построенное в стиле русского классицизма, имело простой, но в то же время роскошный вид: монументальность ему придают портик с фронтоном, белоснежные колонны и неглубокий балкон.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
11.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1987 г. Перед реставрацией.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
12. Я постарался снять дом с той же машиной, что и на предыдущей фотографии 1987 года.
 

Однако, радость от строительства нового дома Николай Борисович не испытывал. Его судьба была крайне сложной. Будучи юношей, он хотел посвятить себя искусству и литературе, однако его мечтам суждено было реализоваться только в зрелые годы. Военная муштра никогда не привлекала его, однако с началом военной кампании Наполеона против России, он принял решение о возвращении в армию. Восемнадцатилетний юноша писал: «…каждый из нас желал только принести в жертву Родине свою жизнь и достояние»

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
13. Здесь сейчас музей, в нем постоянно проводятся выставки.
В день моего приезда проходила выставка Ассоциации коллекционеров "Великая забытая война".
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
14. Южный фасад.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
15. Первый зал с экспозицией "Музыкальные традиции Козлова-Мичуринска".
 

Он сражался храбро и самозабвенно, участвовал во многих крупных битвах и заграничной кампании русской армии. В 1814 году князь был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и именной шпагой с золотым эфесом с надписью: «За храбрость» за взятие Парижа. На тот момент Николаю Голицыну было всего 20 лет.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
16. Здесь выставлены не только подлинные документы, но и привезенные сюда предметы дворянского быта.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
17. На стендах - информация о взаимоотношениях двух поколений семьи Голицыных с великими музыкантами.
 

Оправившись от ужасов войны, Голицын приступает к активному изучению музыки и искусств, а также к написанию мемуаров об Отечественной войне 1812 года. Он издал книгу «Офицерские записки или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов», а также многочисленные очерки.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
18. Бывшая гостиная.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
Князь Николай Борисович Голицын (8 [19] ноября 1794 — 22 октября [3 ноября] 1866, Богородское Новооскольского уезда Курской губернии)
 

Молодой, энергичный и бесконечно талантливый князь вызывает большой интерес в светских салонах двух столиц. Он знакомится с Жуковским, Пушкиным, Драгомыжским и другими культовыми фигурами в истории России.  Но внезапно в жизнь князя пришла черная полоса. В 1822 году умер его отец, в 1823 году – сын-первенец, а в 1824 году - мать. Внезапная кончина родителей стала причиной полного разорение князя. Блестящий вельможа вынужден был оставить жизнь в столицах и перебраться в провинциальные имения, ставшие ему пристанищем на долгие годы.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
19. Убранство гостиной было воссоздано.
 

Голицын ищет спасение в музыке. Он в совершенстве осваивает игру на виолончели и фортепиано, пишет собственные произведения, а также вступает в переписку с ведущими музыкантами того времени, в числе которых – Людвиг Бетховен. В 1822 году он отправил композитору письмо, в котором содержалась просьба написать для него небольшой квартет за назначенную сумму.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
20. Зал "История создания музыкальных инструментов".
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
21.
 

Бетховену не понравился тон Голицына. Он счел, что служителю Музы, возможно, и подобает писать произведения на заказ, однако ограничивать его в сроках – истинная дерзость. В такой напряженной обстановке состоялось их знакомство. Получив ответ, Голицын продолжает писать композитору и восхищаться его талантом. Бетховен понимает, что в лице Голицына он обретает не только преданного поклонника, но и человека, способного распространить в России его собственную славу.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
22. Зеркала в гостиной.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
23. В гостиной висят портреты двух владельцев усадьбы - отца и сына Голицыных.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
24. J.Becker - основатель фортепианной мастерской (затем фабрики) в Санкт-Петербурге (1841). Фортепьяно ориентировочно середины XIX века.
 

Бетховен предлагает Голицыну подписку на партитуру «Торжественной мессы», плохо воспринятой публикой в Вене. Князь с радостью принимает предложение композитора. С аналогичными предложениями Бетховен обращался ко многим известным и просвещённым личностям Европы, вот только откликнулись на них единицы. В числе людей, решивших помочь Бетховену оказались Николай Голицын и император Александр I.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
25.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
26. Рисунок с изображением дома Голицыных.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
27.
 

Голицын приступает к активной популяризации «мессы». Премьера «Торжественной мессы» состоялась 6 апреля 1824 года в Петербурге. Светская публика высоко оценила произведение Бетховена, его имя начало набирать стремительную популярность в России.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
28. Одним из сам старых музыкальных инструментов в коллекции музея является пианино Wilhelm Biese, 1771 года (так указано в путеводителе по музею). Но 1771 год стоит оспорить, так как фабрикант Вильгель Бизе родился в 1822 году и умер в 1902 году в Берлине.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
29.
 

И вот, спустя два года после «дерзостного» предложения Голицына, Бетховен все же посвящает ему первый из обещанных квартетов, увертюру и опус 124. Николай Борисович в восторге благодарил композитора. А во всей Европе за Голицыным закрепилось имя «русский друг Бетховена».

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
30. Скрипка, 1819 года.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
31.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
32.
 

По словам директора Литературно-музыкального музея Елены Поляковой, Николай Голицын часто исполнял произведения Бетховена, сидя на открытом балконе своего дома в Мичуринске. Раньше перед особняком находилась оживленная Базарная площадь. Концерты князя пользовались большой популярностью зрителей, до которых Голицын хотел донести всю красоту и очарование произведений Бетховена.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
33. Дом построен в 1823 году.
 
Как писала В.А. Кученкова в книге "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009), "городской дом Голицыных в Козлове построен в первой четверти XIX века в стиле русского классицизма. Одноэтажный каменный дом с полуподвальным этажом, портиком с фронтоном, колоннами и неглубоким балконом был необыкновенно элегантен".
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
34. Экскурсионной группе рассказывают о генеалогическом древе Голицыных.
 

Долгие годы продолжалась переписка князя и Бетховена. В своем последнем письме к Николаю Борисовичу Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой…У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве»». Вскоре Бетховен скончался.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
35.
 

Исследователи творчества великого композитора единогласны в своем мнении: русский князь сыграл одну из главных ролей в жизни Бетховена.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
36. Комната с экспозицией "Литературные традиции Козлова-Мичуринска".
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
37. В литературном-музыкальном музее представлено 7 500 экспонатов!!!
 

Именно эта удивительная, трогательная и совершенно потрясающая история и легла в идею основной концепции Литературно-музыкального музея, решение о создании которого было принято еще в «мятежном» 1991 году.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
38.
 

Николай Борисович Голицын, помимо своей огромной любви к музыке, был прекрасным переводчиком и литературным критиком. Он переводил на французский язык произведения Пушкина. Поэт высоко оценил работу князя. В своем письме Голицыну Александр Сергеевич благодарил князя за прекрасный перевод, а также подчеркивал, что если бы перевод был сделан раньше, то он бы «послал его во Францию, чтобы щелкнуть по носу всех крикунов из Палаты депутатов».

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
39. Рояль "Offenberg", Вена, 1845 г.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
40. Часть мебели попала в музей из разоренных тамбовских усадеб.
 

Литературная деятельность Голицына также послужила основой для создания нового музея. Было принято решение объединить в стенах особняка как музыкальную, так и литературную составляющие.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
41. Писатели, которые прославили Козлов-Мичуринск.
 

У многочисленных идей Николая Голицына появилось множество последователей. Примечательно, что дело отца продолжил и сын Николая Голицына – Юрий Николаевич.  После своей женитьбы на Екатерине Николаевне Бахметьевой, Юрий Голицын поселился на Тамбовщине, в своем имении Салтыки.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
42. Второй выставочный зал, посвященный литературной тематике.
 

Он с раннего детства был увлечен музыкой. Сначала он видел пример своего отца, затем, уже во время учебы в Петербурге, имел возможность часто бывать на концертах.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
43. Над лестницей находится выставочное пространство, которое носит название "Портретная галерея" князей Голицыных.
 

Оказавшись вдали от столичной жизни, Юрий Голицын решил создать в своем имении свой хор. Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. В этом стремлении князю помогал его сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов – дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Хористы Рахманинова, по воспоминаниям современников, были настолько хорошо образованы, что могли импровизировать.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
44. Здесь мы можем увидеть портреты представителей нескольких ветвей рода Голицыных.
 

Однако, вскоре Юрию Николаевичу пришлось распустить хор из-за финансовых трудностей. НО хормейстерская деятельность князя продолжалась. В 1858 году князь едет за границу и дает там концерты. Параллельно князь общается с прогрессивно настроенной молодежью, разделяющей «вольнодумные» идеи. Он знакомится с «Колоколом», выпускаемым Герценом. Переписка с опальным общественным деятелем и либеральные идеи юного князя не остаются незамеченными – поступило решение выслать Голицына в Козлов, где он жил в доме своего отца под надзором полиции.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
45. Под сводчатыми потолками первого этажа находится касса музея.
 

В 1860 году Юрий Николаевич незаконно покидает место своего ареста и бежит за границу, где на протяжении нескольких лет выступает со своими оркестром и хором во многих европейских столицах. Имя Голицына становится невероятно популярным во всем Старом Свете.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
46. И гардеробная в бывшем винном погребе Голицыных.
 

Несмотря на успех, Юрия Николаевича тянуло на Родину. Император разрешил ему вернуться в Россию. Остаток жизни Юрий Николаевич провел в Ярославле и на гастролях с вновь созданным хором. Его концерты стали очень популярными и среди российской знати.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
47. Дом был признан памятником архитектуры по решению Облисполкома №513 от 5.12.79 г.
 

Со смертью Юрия Николаевича закончились и самые яркие страницы в дореволюционной истории особняка в Козлове. В начале прошлого века грянула революция и здание ждала совершенно другая судьба. Здесь в хронологической последовательности размещались биржа труда, детский дом, детский сад. Постепенно дом начал приходить в аварийное состояние.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
48.
 

Жители Мичуринска всегда трепетно относились к этому удивительному зданию и его богатой истории. В 1991 году началась реставрация Дома Голицыных, а в 1995 году в нем открылся Литературно-Музыкальный музей, который в прошлом году отметил свое двадцатилетие.

Сейчас здесь хранятся не только экспонаты, рассказывающие об истории литературной и музыкальной жизни города, но и проводится множество разнообразных культурных мероприятий. По словам администрации музея, ежегодно старинный особняк посещают около 11 тысяч туристов из России и других стран. Кроме того, музей посещают и потомки рода Голицыных.

 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
49.
 

Для себя я с радостью отметил, что это удивительное место является оживленным даже в самый обычный день. В музее регулярно проводятся экскурсии, концерты, мастер-классы. Даже во время моего недолгого визита в этот особняк я увидел несколько групп туристов, приехавших сюда из других областей. Это значит только одно: культурно-просветительская деятельность великих хозяев дома живет здесь до сих пор.


Старые фотографии

Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
? г.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1980-е гг.
 
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1990-е гг.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1990-е гг.

В лицах


 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург).
С фотографии С. Л. Левицкого рисовал О. Б. Май, гравировал Л. А. Серяков - Всемирная иллюстрация : журнал. — 1870. — Т. 4. — № 92. — С. 676.
 

Старые карты


Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1792 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1812 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1850 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
Вторая половина XIX в.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1870 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1918 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1919 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1932 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1941 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1954 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
1988 год.
 
Усадьба Голицыных, г. Мичуринк
2016 год

Ссылки

1. Литературно-Музыкальный музей г.Мичуринска. Путеводитель по музею. 2011 г.

2. Горяйнов Ю.С. Людвиг ван Бетховен и князь Николай Голицын. Белгород, 1993 год, 68с.

3. Алексеев М. П. Русские встречи и связи Бетховена. — В кн.: Русская книга о Бетховене. М., 1927, с. 92—110.

4. Штейнпресс Б. С. Хоровой дирижёр Ю. Н. Голицын // «Советская музыка». — 1949. — № 2.

5. В.А. Кученкова. "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009).

6. http://vtambove.ru/news/freetime/96773/

7. http://tambovodb.ru/oblast/data/mus_michlitmus.html

8. http://michurinsk.bezformata.ru/listnews/tambovskie-usadbi/8999688/

Posts from This Journal by “Тамбовская область” Tag

promo deadokey may 22, 13:09 6
Buy for 100 tokens
Рязань – один из старейших городов России с богатой историей и интересными достопримечательностями. Обойти его своим вниманием не просто невозможно. Поэтому 26 августа 2017 года "Усадебный экспресс" приглашает вас совершить путешествие в прекрасную Рязань! Мы переместимся в камерный…
Спасибо. Эту информацию надо бы добавить в пост!
Юрий Нагибин написал о кн. Юрии Голицыне недурную повесть "Сильнее всех иных велений", по его сценарию сняли одноименный фильм (1987).
По материалам статьи http://michurinsk.name/news/v-michurinske/jubilej-s-gorchinkoj-1094.html ситуация с музеем сейчас следующая:

"Литературно-музыкальный музей Мичуринска открыт в 1995 году после реставрационного периода 1991-1994 гг. при непосредственном участии первого мэра Мичуринска Николая Антонова. С тех пор больше 20 лет здание ни разу не подверглось капитальному ремонту. Сам музей не получил ни единого гранта. Те крохи, что выделяло городское руководство, мало-мальски хватает лишь на поддержание штанов. Потолочные перекрытия сильно провисли и, кажется, в скором времени не выдержат свою нагрузку. Обшитые снаружи сайдингом, а изнутри пенопластовой плиткой, они явно диссонируют с памятником архитектуры XIX века, охраняемым государством. Паркет до противного покрыт толстенным слоем лака. И что немаловажно, здесь до сих пор нет кондиционера и какого-либо комфорта вообще. Собравшиеся вчера на торжественное мероприятия около 4-х десятков человек изнывали от удушья и спертого воздуха, а каково приходится в таких условиях редчайшим экспонатам, остается только догадываться. Ни гордо реющий на здании флаг России, ни директор музея, искренно переживающий за свое детище, явно не спасают ситуацию с метровыми сорняками проросшими по всей улице Гарина. Сам дом даже не просматривается из-за окутавшей его зелени. И все это происходит на фоне популяризации на Тамбовщине мичуринских турмаршрутов!"
Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Ус
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена» в контексте: [...] в Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена [...]
Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Ус
Пользователь marina_klimkova сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена» в контексте: [...] в Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена [...]
А мы и не знали об этой дружбе. Сасибо, было интересно!
спасибо..пост как всегда интересен..фото чудесные!!!
доброго вечера!!!
Доброго вечера! Пожалуйста, заходите в гости, через час будет новый пост)

Edited at 2016-04-18 07:29 pm (UTC)
Спасибо большое! Это очень интересно!
Усадьба "русского друга" Бетховена
Пользователь barucaba сослался на вашу запись в своей записи «Усадьба "русского друга" Бетховена» в контексте: [...] в Усадьба ГОЛИЦЫНЫХ, Тамбовская область, г. Мичуринск. Усадьба "русского друга" Бетховена [...]
Я обратился за комментариями по вопросам атрибуции музыкальных инструментов к профессору архитекторы Илье Евгеньевичу Путятину, который прекрасно играет на антикварных инструментах и хорошо разбирается в них:

"В первом зале между окнами под зеркалом стоит фисгармония.
Пианино Беккер - не середины 19 века, а начала 20-го. Скорее - даже 1910-е.
Пианино Гётце - тоже петербургского изготовления рубежа 19-20 веков (1890-е?).
Вильгельм Бизе - это, я думаю, прямострунное (без чугунной рамы) пианино 1850-х (а не 1871).
На следующем фото - пианино начала 20 века.
Рояль "Offenberg", Вена, 1845 г. (может быть даже 1830-е). Это самый интересный из всех инструментов. Это прямострунный рояль (без чугунной рамы). На инструментах такой конструкции играл Бетховен. Чугунную раму стали массово использовать в фортепиано после середины 19 века. С 1860-х примерно."