МКЖД. Возвращение истории. Станция ЛЕФОРТОВО

В конце XIX века район Лефортово был ограничен двумя построенными радиальными железнодорожными ветками: Московско-Курской и Московско-Казанской. Район был достаточно развит в плане промышленности: основанная в 1869 году кузнечно-слесарная мастерская А.К. Дангауэра, к 1873-му году превратилась в Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. После революции завод национализируется, перепрофилируется под производство холодильного оборудования и получает название «Компрессор». Однако исторический топоним связанный с именем основателя завода  закрепляется в названии рабочего поселка при обновленном заводе, построенного в 1931 году группой архитекторов под руководством арх. М.И. Мотылёва. В настоящее время жилой ансамбль «Дангауэровка» является выявленным объектом культурного наследия, максимально сохранившим в себе черты советского архитектурного авангарда.

В 1881 году в районе Лефортово строится первая Сортировочная платформа Московско-Рязанской (ответвление от Московско-Казанской) ж.д. и на ее базе Главные вагонные мастерские.Все это предопределило необходимость строительства на границе района Лефортово возле Владимирского шоссе (ныне Шоссе Энтузиастов) станции МКЖД с оборудованием станции в качестве передаточной для обмена вагонами и обеспечением соединительных ветвей с транзитной магистральной Московско-Казанской железной дорогой.

Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории

Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.

Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
2.
 

Первоначально таких ветвей на плане Москвы 1902 года в районе станции Лефортово предполагалось 4 (номера 9 и 12, к станции Сортировочной в центр Москвы, и 10 и 11 к станции Перово в область). К моменту запуска движения по Окружной ж.д. были построены только 2 ветви в сторону Перово, к 1930-ым годам была реализована прокладка третьей ветви №12 от Андроновки к Сортировочной. Ветвь №9 от Лефортово к Сортировочной построена не была.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
3. Лефортово.План расположения путей и зданий. Картинку можно увеличить.
 

Первоначальный архитектурный ансамбль станции Лефортово выполнен по типовому проекту Управления строительства МОЖД, который практически полностью повторяет ансамбль станции Ростокино.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
4.
 
В комплекс первоначально входили пассажирское здание (вокзал), жилой дом V типа, путевые казармы (единственное отличие от Ростокино, там мы с вами видели полуказармы), две будки центрального управления стрелками и сигналами, а также мелкие хозяйственные постройки.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
5.
 

Для снабжение водой нескольких станций Окружной ж.д. (такие как Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Лефортово, Андроновка, Кожухово, Канатчиково и Кутузово) было решено применить пневматическое водоснабжение по системе Гантке, для чего было построено отдельно стоящее здание. Необходимость водоснабжения заключалась в обустройстве жилых домов и пассажирских зданий ватерклозетами, в связи с чем уменьшались затраты на эксплуатацию. С 23 июня 1907 года применение на русских железных дорогах системы инженера Гантке было рекомендовано заключением инженерного совета.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
6. Здание станции Лефортово.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
7.
 

При первоначальном проектировании ансамбля станции предполагалось выделить два участка земли под сады, а также на внешней стороне кольца выделялись земли под развитие станции для товарного сообщения с учетом обширной промышленной инфраструктуры ближайших районов.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
8.
 

Первые два строения сохранились в практически первоначальном виде (жилой дом в отличии от ростокинского лишился только системы печного отопления), а вот путевая казарма, находившаяся вблизи пересечения МКЖД с Шоссе Энтузиастов (на южной стороне от шоссе), в 2012 году была снесена. Причину сноса назвать трудно (хотя есть предположение, что это было сделано из-за прокладки в районе четвертого транспортного кольца), однако спустя некоторое время здание было восстановлено (выглядит в настоящее время как ярко-выраженный новодел) и перенесено в непосредственную близость к вокзалу.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
9. Жилой дом V-го типа.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
10.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
11. 1998 год.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
12.
 
Напротив жилого дома стоит еще одно здание, стилизованное под общий стиль МКЖД, но не имеющее к историческому ансамблю никакого отношения. Так что не запутайтесь - из оригинальной постройки здесь остались только вокзал и жилой дом.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
13. Эта постройка не имеет к ансамблю никакого отношения.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
14.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
15.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
16. Выстроенное заново здание казармы возле станции. Раньше казармы служащих Окружной железной дороги находились возле Владимирского шоссе.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
17.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
18. 2000-е годы.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
19.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
20.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
21.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
22.
 

На пути 10-ой ветки в сторону Перово в районе основанных в 1901 году Перовских вагонных мастерских (сейчас это район улицы Аносова, «Московский локомотиворемонтный завод») были построены еще 2 здания, относящиеся к ансамблю МОЖД: Телеграфный пост №5 и жилой дом на телеграфном посту.

 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
23.
 
Телеграфный пост представлял из себя одноэтажное типовое здание выполненное в стиле модерн, состоящее в планировке из нескольких помещений: самое большое для размещения центральных аппаратов, телеграфной, комнаты заведующего постом, общей служебной комнаты и санузла.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
24.
 
Неподалеку располагался жилой дом, построенный по индивидуальному проекту. Планировка помещений включала в себя жилые квартиры для 3х сотрудников телеграфа (в т.ч. самая большая квартира для начальника поста) с отдельным входом к служебным квартирам и отдельным входом в квартиру начальника поста.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
25.
 
Эти два здания просуществовали недолго. Уже в начале 30-х годов, в связи с расширением Перовского вагоноремонтного завода, объекты были снесены.
 
Станция Лефортово. МКЖД. Возвращение истории
26.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey january 8, 21:11 38
Buy for 30 tokens
По многочисленным просьбам мы решили повторить поездку «Усадебного экспресса» в Мелихово А.П. Чехова. Данная поездка даст возможность окунуться в чеховскую эпоху, а также почувствовать себя настоящими театральными актерами и участниками пьесы по одному из рассказов писателя. По пути…
Спасибо за репортаж! Очень интересно)
Пожалуйста) ждем на следующей станции - Андроновка)
ЗдОрово Вадим!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо!
Спасибо, очень профессионально и поэтому замечательный репортаж!
Чудесный репортаж, спасибо :)
С Новым годом. Успехов, праздничного настроения на весь год, здоровья.
Как всегда,роскошное описание,спасибо!