МКЖД. Возвращение истории. Станция УГРЕШСКАЯ

Угрешская с момента открытия считалась второй главной станцией МКЖД после Лихоборы. И абсолютно не удивительно, что находится она на диаметрально противоположной стороне оси кольца от ее "конкурента". Местность, выбранная для этой станции в начале XX века, создавала удивительный контраст с ансамблем модерна. 15 зданий окружали болота, кладбища, городские свалки и старая бойня. Однако, несмотря на это, тут разместился целый железнодорожный поселок.

20 декабря 2016 года в Музее Москвы открылась выставка, посвященная истории Московской Окружной железной дороге. Центральную часть экспозиции составляют оригинальные проекты и чертежи из коллекции Музея Москвы. Представлен «Альбом исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги» первого издания, а также другие артефакты и исторические экспонаты. Не обошлась выставка и без участия экспонатов современного искусства. Молодые художники представили изображение поезда в движении, серию работ «Дорога домой», инсталляция «Тоннель» и другие. Консультантом выставки выступил главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев.

Медленно подъезжаем к Угрешской, в настоящее время территорию этой станции облюбовали местные байкеры и некоторые здания ансамбля находятся в их пользовании…

МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
2.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
3. Общий вид на станцию. 1908-1910 гг.
Станция была оборудована как передаточная по обмену вагонами транзитного товарного движения с Московско-Курской ж.д. (16 ветка в сторону Люблино и 17 ветка в сторону Городских боен), а также Московско-Нижегородской ж.д. (14 ветка в районе Рязанского шоссе и Карачарово на деревню Хохловка). 16 и 17 ветки действуют до наших дней, а 14 ветка была разобрана в процессе строительства развязок в районе Нижегородской улицы и Рязанского проспекта.
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
4.
 

Как и на многих станциях, ансамбль Угрешской делится на 2 части. Гражданские постройки для сотрудников железной дороги и пассажиров расположены на внутренней стороне кольца, а продовольственный военный пункт и товарные объекты на внешней.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
5.
 
На станции был простроен военно-продовольственный пункт на 1200 человек. Подобные станции служили для улучшения условий массового передвижения войск через Московский узел.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
6.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
7.
 

В связи с плохой доступностью мы смогли посетить только гражданские постройки. Территория где расположены военные объекты закрыта забором, спрятана за гаражами и складами.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
8.
 
Единственное что сразу бросается в глаза с внешней стороны кольца, так это водоемное здание (башня). Такую башню, выполненную в псевдоготическом стиле, мы с Вами уже видели на Лихоборах.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
9. Водоемное здание (башня).
 
Она служила для обеспечения водой станцию, военно-продовольственный пункт и заправки паровозов.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
10. Водоемное здание (башня).
 
В отличии от Лихобор, где вода поступала из артезианского источника и была признана пригодной к употреблению, на Угрешской вода изымалась из Москвы-реки.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
11.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
12.
 
В связи с недостаточной чистотой источника на водоподъемную систему был установлен американский фильтр системы «Джуэль».
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
13.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
14.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
15.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
16.
 

По количеству сохранившихся зданий - эта станция одна из самых позитивных. Однако большинство из них претерпели значительные изменения во внешнем виде посредством многочисленных перепланировок и реконструкций.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
17. Жилой дом II-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
18. Жилой дом II-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
19. Жилой дом II-го типа.
 

А вот здание Приемного покоя, где работали медицинские работники и Жилой дом I-го типа, где размещалась квартира  помощника начальника участка пути, повторяется только в ансамбле Лихобор. В настоящее время, как и многие объекты МКЖД, приемный покой реконструирован и частично потерял свой первоначальный внешний вид.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
20. Жилой дом III-го типа.
 
Жилой дом I-го типа сохранил практически полностью свои исторические черты как в планировке, так и в декоре фасадов. Напомним, что существует предположение об участии в проектировании этого жилого дома  вместе с А.Н. Померанцевым выдающегося русского архитектора Ф.О. Шехтеля.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
21. Жилой дом I-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
22. Жилой дом I-го типа.
 
Дом сочетает в себе элементы модерна, присущего общему стилю ансамбля, с псевдорусским стилем, являвшимся по мнению некоторых исследователей «внутренним течением» в архитектуре модерна.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
23. Жилой дом I-го типа.
 
Массивные, расширяющиеся к основанию, колонны с характерными капителями и основаниями, легкая арочность оконных проемов, переход свода крыши здания от резких линий к плавным арочным, а также узорные барельефы под сводами – идеальное сочетание в оформлении фасада двух приоритетных стилей начала ХХ века.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
25. Жилой дом I-го типа.
 
Отличием от Жилого дома станции Лихоборы является отсутствие в оформлении фасада фигурки совы.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
26. Жилой дом I-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
27. Жилой дом I-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
28. Жилой дом I-го типа.
 

Находятся оба здания в самом начале 1-го Угрешского проезда возле Третьего Транспортного кольца.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
29. Жилой дом I-го типа.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
30. Жилой дом I-го типа.
 

Рядом со зданием вокзала стоит 3х-этажное здание с одноэтажной пристройкой, грубо стилизованное под общий ансамбль Окружной ж.д. Некоторые ошибочно принимают его за здание приемного покоя. Однако если обратиться к панорамной фотографии 1910-х гг. мы увидим, что такого здания рядом с вокзалом вообще не было.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
31. Новодел.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
32.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
33.
 

Пассажирское здание (вокзал) построено по типовому проекту, сохранился в историческом виде, и мы такие здания уже видели в Ростокино и Лефортово. Жилые дома II-го и III-го типа тоже не удивляют уже нас с Вами.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
34.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
35.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
36.
 

На станции было построено 3 пункта централизованного управления стрелками и сигналами на внешней стороне кольца.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
37. Отхожее место.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
38.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
39.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
40.
 

В связи с расчетом малого пассажиропотока на станции Угрешская не было построено полноценной пассажирской платформы. Она была замене устроенной мощеной площадкой и обнесена железной проволочной решеткой для укрепления.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
41.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
42.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
43.
 

В конце Угрешского проезда, после жилых домов, располагается здание бани, также измененное в планировке и оформлении под современное использование.

 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
44.
 
В настоящее время в нем действует неформальный музей железнодорожного транспорта, созданный трудами местных байкеров, а напротив находится кафе.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
45.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
46.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
47.
 
МКЖД. МЦК. Станция Угрешская.
48.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey january 8, 21:11 38
Buy for 30 tokens
По многочисленным просьбам мы решили повторить поездку «Усадебного экспресса» в Мелихово А.П. Чехова. Данная поездка даст возможность окунуться в чеховскую эпоху, а также почувствовать себя настоящими театральными актерами и участниками пьесы по одному из рассказов писателя. По пути…
Интересно, в 2017 так же свободно можно будет погулять по станциям?
По этой можно спокойно гулять со стороны третьего транспортного кольца, там где байкеры тусуют
Очень интересный репортаж. Как было и как стало всегда вызывает интерес.
Только кондиционер испортил общее впечатление!(
А фотки как всегда - безупречные!
Красиво отстроили! А у нас на станции даже вокзал убрали. И сейчас пассажирские поезда не останавливаются, только пригородные
Она называется Щучье озеро. Октябрьский район Пермского края. Родился я в тех краях
Текст поста и фотографии обрезаны по ширине и приходится их двигать влево и вправо стрелками. Ужасно просто! Невозможно читать.