МКЖД. Возвращение истории. Станция КОЖУХОВО

Основание в этом месте станции Окружной железной дороги Москвы не поддается ни сомнениям, ни удивлению.

Расположенная рядом крупная деревня Кожухово на 1500 жителей, Симонова слобода, на территории которой в Тюфелевой роще располагались "Котельный завод А.В. Бари" (принадлежал инженеру, близкому другу Шехтеля, Шухова и Менделеева, крупному предпринимателю, построившему Мытищинский вагоностроительный завод, Александру Вениаминовичу Бари), электромеханический завод "Акционерного общества Вестингауза" - все это бесспорно вызывало необходимость расположения тут пассажирского и товарного объекта МКЖД. И абсолютно не удивительно, что именно здесь в 1916 году при торжественном молебне происходит закладка крупнейшего машиностроительного завода Москвы "Автомобильного московского общества"(сокращенно завод "АМО").

После завершения использования МКЖД пассажирским сообщением, станция полностью перешла в середине 30-х годов XX века под использование Завода АМО, который к тому моменту увеличился вдвое, получил статус главного государственного машиностроительного объекта и сменил имя соответствующее этому статусу - "1й государственный автомобильный завод им. И.В. Сталина" (ЗиС).

Однако вся эта пафосность, объемные потоки пассажиров с деревни и заводов, не повлияли на скудный архитектурный ансамбль станции.

Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории


Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
2.
 

Пассажирское здание построено по типовому проекту, который мы видели с Вами на Белокаменной и Черкизово (оно одно из самых маленьких из всех вокзалов МКЖД, с одним пассажирским залом для всех классов, телеграфом и конторой начальника станции). Но сохранен он гораздо лучше, чем его предшественник.

 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
3.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
4.
 

Утрачен был только элегантный металлический навес над пассажирской платформой, который накрывал проход от путей к входу в здание вокзала.

 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
5. Пассажирское здание (вокзал) 1908-1910 гг.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
6. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г.
 
Пилястры, стилизованные под ионический ордер с легкой рустовкой, мы с Вами уже замечали даже на изуродованном здании вокзала Черкизово, а вот оригинальные металлические консоли 1900х годов, подпирающие профилированный карниз, и отличающиеся от консолей на Белокаменной, сохранены в полном количестве и первоначальном виде.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
7. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г.
 

Двухэтажный кирпичный дом IV-го типа был снесен в 30-х годах при расширении территории ЗиСа/ЗиЛа и увидеть мы его теперь можем только на фоновой фотографии начала века, так как его повторение на станции Владыкино изуродовано до неузнаваемости множеством перестроек, перепланировок и реконструкций.

 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
8. Общий вид на станцию Кожухово со стороны путей. На заднем фоне виден Жилой дом IV-го типа.
 

Также в ансамбль станции входили 2 поста централизации, которые были снесены в недавнее время. Один из них мы можем увидеть с вами на фотографии конца 50-х годов, на которой изображен выпуск с конвейеров грузовиков ЗИЛ и на заднем фоне запечатлена будка поста централизации.

 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
9. Конец 1950-х гг. Выпуск грузовиков ЗИС. На заднем фоне видна будка централизованного управления стрелками и сигналами.
 
Снесенный двухэтажный кирпичный дом IV-го типа
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
10. Жилой дом IV-го типа.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
11.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
12. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
13. Чертежный план-проект пассажирского здания 1903 г.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
14. Художественное оформление центральной части и фриза вокзала.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
15.
 
Сохранились оригинальные металлические консоли.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
16. Сохранившиеся оригинальные консоли.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
17.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
18.
 
Станция Кожухово (ЗиЛ). МКЖД. МЦК. Возвращение истории
19.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey march 9, 08:52 10
Buy for 50 tokens
Поездки Усадебного экспресса всегда отличаются своей насыщенностью и уникальной программой. Мы узнаем все про железную дорогу от Курского вокзала до Подольска. В Подольске нас встретят с караваем. Внутри главного усадебного дома, который принадлежал А.А. Бахрушину, у нас будет театрализованная…
Не знаю, насколько экономически оправдано было строительство МЦК, но с точки зрения развития транспортной инфраструктуры столицы, думается, что безусловно.
По крайней мере оживут районы вокруг новых станций
Отличные фотографии.
И ясно видно, как всё изменилось.
Консоли на 16 фотографии шикарные.
Увидел - появилась идея их использования.
В проекте каком-нибудь обязательно попробую их как-то адаптировать.
Я занимаюсь интерьерами, в основном, и зачастую идеи возникают вот так вот неожиданно.
Интересное сочетание старого и настоящего)
У меня гараж был прямо у этого здания. Приехали без предупреждения и снесли. Законный ГСК от ЗИЛа. Ни компенсации, ничего.

Скоты.
ЗИЛы 1950-ые, такие забавные, все зеленые и длинноносые