МКЖД. Возвращение истории. Станция КАНАТЧИКОВО

Вот мы с Вами и добрались до станции, которая поражает красотой своей архитектуры, отличаясь и выделяясь из общего ансамбля МКЖД.

Название свое станция получила по крупному имению, принадлежащего в середине XIX века купцу Канатчикову. В конце века по инициативе городского главы Н.А. Алексеева, а также при финансовой поддержке купца и мецената Ф.Я. Ермакова (последний уже строил в 1876 году богадельню в районе современной ул. Короленко в Сокольниках, и по просьбе городского головы принял финансовое участие и в этом проекте), весь участок выкупается у Канатчикова и на его месте к 1894 году появляется психиатрическая больница, получившая свое название по имени инициатора ее постройки. Однако некоторое время в народе и даже на картах еще сохранялось название «Канатчикова дача» в память о прежнем владельце. С 1922 по 1994 года психиатрическая больница носила имя главного врача П.П. Кащенко, который руководил ею во время Первой русской революции (был активным участником, как медицинский работник во время восстания на Пресне).

Станцию к 1905 году принято было проектировать для обеспечения увеличенной товарной связи с Павелецкой железной дорогой. При первоначальном проекте размещения станций на Московской Окружной железной дороге предполагалось размещение остановочного пункта Котлы в районе бывшего одноименного села, которое в 1900 году разделила Павелецкая ж.д. Однако от этого проекта в итоге отказались, и весь товарный поток с радиального железнодорожного направления пошел в сторону Канатчиково.

Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории

Дата фотографий: 2016 год,  17 сентября.

Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
2.
 
Станция "Площадь Гагарина".
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
3.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
4.
 

По пути от новой станции к исторической, в небольшом отдалении на стороне вокзала сохранился пост управления стрелками и сигналами, от внешнего вида которого осталась только часть фасада с еле узнаваемыми чертами декора.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
5. Будка централизованного управления стрелками и сигналами. 2016 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
6. Будка централизованного управления стрелками и сигналами. 1996 г. Рядом с будкой соединительная ветка к Московскому станкостроительному заводу им. Серго Орджоникидзе.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
7.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
8.
 

Уже привыкнув к модерну, мы, свернув к платформе, буквально замерли, увидев впечатляющее двухэтажное здание, спроектированное и построенное в лучших традициях эклектической архитектуры, получившей признание в России в середине XIX века.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
9. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Второй этаж.
 
Поражают и притягивают внимание абсолютно все детали богатого архитектурного декора фасадов: элегантные арочные окна второго этажа с замковым камнем и легким архивольтом; окна, декорированные каменными наличниками с консолями, поддерживающими аттик; карниз с крупными гуттами. Надо обойти с другой стороны.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
10.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
11.
 
Сохранились в первоначальном виде практически все детали, за исключением частичных изменений: некоторые арочные окна второго этажа были заложены и превращены в стандартные, однако сохранены все декоративные элементы. Также заложена входная дверь в багажное помещение первого этажа.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
12.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
13.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
14.
 

Жилой дом III-го типа, находится на частной территории, а жилой дом II-го типа капитально перестроен и спрятан за сайдингом, так что его можно различить с трудом.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
15. Жилой дом III-го типа. 2016 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
16. Вид на пассажирское здание. 1973 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
17.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
18.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
19.
 
Со стороны рельс видна крупная рустовка первого этажа; львиные головы, завершающие капители главного входа в здание вокзала, и будто грозно охраняющие его - все это создает впечатление, что находишься не на железнодорожной станции, а в загородной усадьбе конца XIX века.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
20. Пассажирское здание (вокзал) 1908-1910 гг. Вид со стороны путей.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
21. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Вид со стороны путей.
 
Напротив станции стоит памятник.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
22.
 
Над входом висит сохранившаяся табличка, сообщающая, что мы находимся на высоте 66,30 саженей над уровнем моря, т.е. 132,6 метров в переводе на современную систему измерения.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
23.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
24.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
25.
 

Само собой разумеется, что пассажирское здание делилось на несколько помещений, разделенных по классам. Второй этаж, на котором находилась входная группа со стороны проезда, включал в себя пассажирские помещения для III (самый большой) и I и II (меньше по площади) классов, а также багажное помещение, ватерклозет и кассы.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
26.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
27.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
28.
 
На первый этаж вела элегантная лестница к помещениям багажа первого этажа, а также входной группе к платформам. Входная группа состояла из двух входных дверей: одна вела к лестнице на второй пассажирский этаж, к конторе начальника станции и служебным хозяйственным помещениям; через вторую можно было попасть в багажное помещение первого этажа. Для перенаправления багажа между этажами использовался специальный механизированный багажный подъемник.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
29.
 
Сохранилась оригинальная надпись с наименованием станции на вершине ризалита путевого фасада, выполненная в стиле модерн.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
30.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
31.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
32. Пассажирское здание (вокзал). 1908-1910 гг.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
33. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
34. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
35. Чертежный план-проект пакгауза. 1903 г.
 

В первоначальном плане предполагалось разместить элегантный навес от входной группы к платформе станции, однако ввиду его отсутствия на архивных фотографиях начала века, приходим к выводу, что от него в итоге отказались.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
36. Чертежный план-проект навеса над проходом от вокзала к путям. 1903 г.
 

Еще одной отличительной чертой этой станции от остальных, является наличие оригинальных фонарей начала века. На некоторых станциях мы уже наблюдали с Вами фонари возле вокзалов, но только в Канатчиково они - свидетели событий целого века. Хотя два фонаря, в виде бра возле входа с платформы, были утрачены.

 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
37.
 
В непосредственной близости сохранилось помещение пакгауза (так в начале XX века называлось помещение для хранения коммерческого багажа и товаров), частично измененное во внешнем виде, но с сохранившимися подсказками в декоре для его идентификации.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
38. Пакгауз. 2016 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
39.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
40.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
41. Отхожее место. 2016 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
42. Отхожее место. 2016 г.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
43.
 
Станция Канатчиково, МКЖД, МЦК. Возвращение истории
44.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey march 9, 08:52 10
Buy for 50 tokens
Поездки Усадебного экспресса всегда отличаются своей насыщенностью и уникальной программой. Мы узнаем все про железную дорогу от Курского вокзала до Подольска. В Подольске нас встретят с караваем. Внутри главного усадебного дома, который принадлежал А.А. Бахрушину, у нас будет театрализованная…
О, табличку "Над уровнем моря" не сперли - я ее впервые фоткал году, кажется, в 2003-04-м :)

Вы много работали с документами - не попадалось ли вам какое-либо объяснение, почему вокзал этой станции построен в другом стиле? Меня всегда интересовал этот вопрос.
Точных данных объясняющих это отличие не видел. Это надо искать либо в личных переписках, либо в каких-то иных личных документах архитекторов. Врятли собирался консилиум и документально обосновывался проект вокзала.
Но могу предположить, что это было связано с находившейся рядом усадьбой Бекетова. Позднее усадьба и все имение перешло на недолгое пользование Канатчикову, а потом в конце XIX века тут была построена Психиатрическая больница.
Так вот если взглянуть на литографии начала XIX века с изображением дома Бекетова, то мы увидим ту же крупную легкую рустовку первого этажа, окна декорированные аттиками с каменными наличниками и консолями.
Повторю еще раз - это лично мой вывод на основе сравнения не сохранившегося главного дома Бекетов и здания вокзала.

Edited at 2017-01-09 06:19 pm (UTC)
Версия интересная, но все равно неясно - МКЖД строили в начале ХХ века, с чего бы им повторять стиль дома Бекетов, особенно учитывая, что ВСЕ строения МКЖД строились в едином стиле? В любом случае, спасибо.
Спасибо. Родной район.
Мой дед родился практически на этой улице. Как раз вдоль жд стоял его дом.