МКЖД. Возвращение истории. Станция ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ

Воробьевы горы - это самая первая построенная станция на Окружной железной дороге. Ее строительство было завершено в начале 1907 году.

Для принятия индивидуального проекта для пассажирского здания послужили несколько причин. Во-первых, сложная территория, расположенная в непосредственной близости к Москве реке, вызвала необходимость создания искусственной насыпи для проведения железнодорожных путей, с целью обезопасить их от разлива Москвы-реки, что могло нанести ущерб инфраструктуре и движению. В связи с этим насыпной уровень путей с оригинальным уровнем земли расходились в несколько метров, что привело к необходимости строительства двухэтажного здания вокзала и размещения платформы с пассажирским дебаркадером консольной системы и пассажирскими залами на втором уровне.

Во-вторых появлялась необходимость (в том числе и из экономии средств) для проектирования единого здания для обеспечения пассажиропотока, функционирования и управления станции, а также проживания обслуживающего персонала.

Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

В результате этих объективных причин, архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект вокзала, включающего в себя пассажирские залы 3х классов, багажные помещения, контору начальника станции, телеграф, служебные квартиры для персонала, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
2.
 
Чтобы попасть на историческую станцию, нам надо найти выйти на новой станции "Лужники", пройти вдоль путепровода, построенного в 1955-1956 годах.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
3.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
4.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
5.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
6.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
7.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
8.
 

На дебаркадере, в современном оформлении мы с Вами можем увидеть расположенные по контуру фонари. Однако, как мы уже писали ранее, они не оригинальные. Нынешние фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, и только после его демонтажа (вероятно не в столь далекое время, точная дата неизвестна), сохранившиеся столбы стали использовать как фонарные.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
9. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Фасад со стороны путей.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
10. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Фасад со стороны путей.
 

Из прочего художественного оформления станцию отличает от типовых проектов вокзалов использование арочных окон, фланкированных пилястрами с замковым камнем, одно центральное доминантное окно, увенчанное архивольтом, легкой рустовкой цокольного этажа , два ризалита, завершенные двускатной крышей с люкарнами (обрамлены пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором) и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза. А карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
11.
 

Стоит обратить внимание, что передний и задний фасады здания симметричны до мельчайших деталей, кроме центральной части, на которой, в связи с размещением дебаркадера, пришлось отказаться от доминанты арочного окна.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
12.
 

К 2000 году в связи с завершением использования станции все пути были разобраны.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
13. Вид на пассажирское здание. 2000 г. Завершение работ по разбору путей.
 

А вот если сравнить правый и левый ризалиты, то тут бросается в глаза различие в декоративном оформлении окон. При сравнении архивных фото (включая проектные чертежи) с современными приходим к выводу, что утраты декора были механические в процессе эксплуатации здания, и вероятно уже не подлежали ремонту.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
14. Лепной декор на стене фасада со стороны путей.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
15. Светильник в виде бра над входной дверью со стороны путей. Стилизован под исторический.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
16.
 

Между первым и вторым этажами пассажиры перемещались по четырехъярусной лестнице с элегантными узорными чугунными перилами.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
17.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
18. Оригинальные столбы, не оригинальные светильники на дебаркадере.
 

Пассажирские залы находились на втором этаже, с которого был непосредственный проход по дебаркадеру к платформе. В левой части здания (со стороны путей) находился зал для I и II классов пассажиров и буфет. В правой части – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
19. Завершение ризалита в форме двускатной крыши с люкарной.
 

На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении. С обоих боковых фасадов здания располагались дополнительные выходы на улицу. С левого был вход на лестницу к подвалу, а с правого можно было войти к дополнительной винтовой лестнице, которая вела ко всем этажам (вероятно, служила как дополнительная пожарная).

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
20.
 

Как и на многих станциях, рядом с пассажирским зданием со стороны путей по обеим сторонам находились пакгауз и отхожее место. В связи со сложной спецификой окрестностей, расположение и строительство иных железнодорожных объектов было невозможно.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
21.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
22. Конструкция дебаркадера.
 

Хочется обратить внимание на изменение главной входной группы. В связи с понижением уровня земли в районе здания, фундамент поднялся практически на целый этаж, и в настоящее время бывшее подвальное помещение выходит окнами на улицу. В связи с этим возникла необходимость пристройки лестницы к центральному входу в здание. Существенных изменений в художественном оформлении это не принесло, однако были утрачены массивные осветительные фонари в виде бра по обеим сторонам от входной двери.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
23.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
24. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
25. Пассажирское здание (вокзал), начало 1980 гг. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
26.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
27. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
28. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
29. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
30. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
31. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
32.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
33. Люкарна крыши ризалита, обрамлена пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
34.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey february 13, 22:00 8
Buy for 50 tokens
Мы приглашаем Вас отправиться на родину русской лаковой миниатюры – село Федоскино Мытищинского района.  Именно отсюда распространилась особая технология изготовления лаковых предметов, которая стала применяться в других центрах лаковой миниатюры на папье-маше - «Палех», «Мстера» и «Холуй».…
У меня есть этот замечательный альбом.
Спасибо за рассказ и фото!

PS за такую кровлю, конечно, надо сбрасывать исполнителей в Москвареку зимой с моста 8-\
А что за понижение грунта, вызвавшее "вскрытие" подвальных окон и постройку лестницы ко входной группе?
Это видно на фотографиях 26 и 27, если сравнить современную фотографию и чертеж
Блин :))) я не слепой же, вижу :)))

Я спрашиваю, есть ли информация, что это было за понижение грунта? Чем вызвано, когда произошло?
Было бы интересно, конечно. Уникальный, в своём роде, случай на фоне тотального превращения цокольных этажей в подвальные, а 1-х - в цокольные :)
(Anonymous)
Если сравнить архивные фото с современными, то можно заметить понижение уровня земли. В начале века центральный вход здания был без лестницы, а окна подвала были в виде приямков. Сейчас окна подвала находятся на уровне полноценного первого этажа
Это я видел, конечно. Меня само событие интересует :))
Надо бы выделить пару дней и сгонять в Москву именно из-за МКЖД
Оно стоит того)
На следующих выходных пойду доснимать несколько пропущенных объектов, осталось еще немного станций
Бывал там часто - впервые лет эдак пятьдесят назад )
Можно добавить, что благодаря необычной архитектуре станция несколько раз становилась съёмочной площадкой. В частности здесь снимались некоторые сцены фильмов «Смешные люди» (1977 г., по мотивам рассказов Чехова) и «Визит дамы» (1989 г.)
Спасибо за дополнение, очень актуально. Как раз везу пассажиров на Усадебном экспрессе в усадьбу А.П. Чехова " Мелихово".
Спасибо. МКЖД- крайне интересная тема. Ну а "Воробьевы горы" для нас, провинциалов, традиционно приезжающих в сентябре на московский марафон - просто культовое место )
Одно из моих любимых зданий на МКЖД.

На колонны надо было обычные белые шары-светильники поставить, а не эту дрянь "в старинном стиле".