МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО

Станция Кутузово получило свое название из-за своей близости к историческому району, связанному с событиями Отечественной войны 1812 года, и в честь предводителя и командующего русской армией М.И. Кутузова. 

Именно здесь, в находящейся поблизости деревне Фили (ныне район Москвы Фили), состоялось заседание Военного совета под руководством М.И. Кутузова, на котором было принято стратегическое, однако роковое для старой Москвы, решение - оставить город без боя (событие известно в историографии как "Совет в Филях").

В 1870 году через этот район была проложена Московско-Брестская железная дорога, и новая станция МКЖД, как и другие станции, стала связывать Окружную с радиальным железнодорожным направлением.

МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
2.
 

Основным назначением станции было транзитное обеспечение  движения товарно-грузовых составов с Московско-Брянской ж.д. (посредством соединительных ветвей №№ 23 и 24), а также Московско-Брестской ж.д. (ветвь № 25).

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
3.
 

Ансамбль станции представляется типовым проектом, состоящим из пассажирского здания (такой же вокзал на Андроновке), Жилого дома IV типа (такой же был в Кожухово и во Владыкино), здание для обеспечения водоснабжения по системе Гантке,  а также три  будки централизованного управления стрелками и сигналами.

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
4. Жилой дом IV типа. 2016 г.
 

Первоначально, в 1902 году на момент утверждения проекта Московской Окружной ж.д., сразу за Москвой-рекой (при движении по часовой стрелке) планировалось размещение Телеграфного поста №6. Однако на карте 1908 года этот объект уже отсутствует.

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
5.
 

Жилой дом IV типа является третьим, построенным на Московской Окружной ж.д. и единственным сохранившимся практически в первоначальном виде. В связи с тем, что архивных фотографий с крупным изображением этого здания не сохранилось, предлагаем Вам сравнить современное состояние дома с чертежным проектом 1903 года. Жилой дом был построен для проживания всех сотрудников станции от начальника до станционных сторожей. Этот жилой дом является самым большим по площади (118 кв. саж.) из всех 10 проектных жилых домов.

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
6. Чертежный план-проект Жилого дома IV типа. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
7. Чертежный план-проект Жилого дома IV типа. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
8.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
9. Ризалит жилого дома с входной группой и его художественное оформление.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
10.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
11.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
12.
 

В период строительства Третьего транспортного кольца все прилегающие пути к зданию вокзала были разобраны, и станция потеряла свое функциональное назначение. В настоящее время он вплотную прилегает к автомобильной эстакаде, и даже пешеходная доступность к зданию вокзала затруднительна (мы пробирались, рискуя жизнью, по железнодорожным путям).

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
13.
 

В настоящий момент здания находятся практически в первоначальном виде (что удивительно в здании вокзала сохранена даже часть системы печного отопления, что характеризуется наличием печных труб на крыше здания).

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
14. Общий вид на станцию. 2016 г.
 

В пассажирском здании (вокзале) находились контора начальника станции, телеграф и единый пассажирский зал для всех классов, в связи с тем, что не подразумевалось большого потока пассажиров на этой станции.

 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
15. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
16.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
17.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
18. Пассажирское здание (вокзал). 1908-1910 гг. Вид со стороны путей.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
19. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Боковой фасад с входной группой.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
20.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
21.
 
МКЖД. Возвращение истории. Станция КУТУЗОВО
22.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey july 11, 19:01 4
Buy for 100 tokens
В августе я подготовил для вас новые и полюбившиеся путешествия Усадебного экспресса. Забронировать можно на сайте http://usadboved.ru 5 августа, суббота. Театрально-танцевальная экскурсия в усадьбы Мелихово и Лопасня-Зачатьевское, 3600 руб. 6 августа, воскресенье. Живые шкатулки в Федоскино и…
Вы уж жизнью не рискуйте))
Хоть искусство требует жертв, но не до такой же степени!
Завтра опять по рельсам пойдем снимать то, что не сняли )
Спасибо! Очень интересно! Жаль, что все это от современных станций отделено
У современных пассажиропоток большой и сложно было новые станции спроектировать возле старых, Москва за 100 поменялась
Спасибо, интересно. 21 фото к чему? Это там снято, и снято наверное в конце 80-х, судя по разукрашенному поезду?
Приносим извинения, пропустили. Это заброшенный паровоз на станции Кутузово. Фото определено как 1991 год.