deadOKey (deadokey) wrote,
deadOKey
deadokey

МКЖД. Возвращение истории. Станция СЕРЕБРЯНЫЙ БОР

Многие услышав это название исторического объекта Окружной железной дороги могут спутать его с современным топонимом, связанным с лесопарком Москвы Серебряный бор (Хорошевский лесопарк). Однако это совершенно разные объекты и между собой они связаны косвенно.

Район, где в 1903 году была запланирована станция Окружной ж.д., действительно в далекие времена носил название Серебряный бор, в связи с находившейся тут сосновой рощей, однако к моменту строительства станции она уже долгое время называлась Всехсвятская роща по названию ближайшего села Всехсвятское. Занимала роща обширную территорию и ограничивалась к концу XIX века с востока - селом Всехсвятским, с юга - Ходынским полем (где размещались ходынские военные лагеря), с запада - деревней Щукино, с востока - селом Покровское-Стрешнево. Именно эту сосновую рощу в начале XX века разделила пополам железнодорожная линия МОЖД и была основана станция Серебряный бор, получившая свое название из времен царя Алексея Михайловича.

19 июля 1908 года именно на станции Серебряный бор состоялось торжественное открытие и благословенный запуск первого пассажирского состава по Московской Окружной железной дороге.

МКЖД. Станция Серебряный бор.

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября и 2017 год, 26 января.

На мероприятиях присутствовали все крупные чиновники, промышленники и представители церкви Москвы: министр путей сообщения Н.К. Шауфус; министр финансов и председатель строительного комитета В.Н. Коковцов; московский городской голова Н.И. Гучков; вдова бывшего московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, при котором началось строительство МОЖД, Елизавета Федоровна; руководство Николаевской железной дорогой и др. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и состав с паровозом серии О-п на праздничный торжественный запуск (паровозы серии О-п были изготовлены Путиловским заводом в 1907 году по заказу Николаевской железной дороги в количестве 10 штук; один из них и участвовал в торжественных мероприятиях).

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
2. Торжественный открытие Московской Окружной ж.д. в 19 июля 1908 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
3.
 
Ансамбль станции Серебряный бор к настоящему времени претерпел значительные потери. Из первоначально комплекса зданий не сохранились Жилые дома IIго и IIIго типа для сотрудников станции, которые находились прямо за зданием вокзала (вероятный период сноса - середина 50х гг., когда в этом районе шла активная жилая застройка).
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
4. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Сентябрь 2016 г.
 

Сохранились практически без изменения два поста центрального управления стрелками и сигналами, находящиеся в незначительном отдалении от основного комплекса к югу и северу.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
5. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Январь 2017 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
6.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
7.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
8. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Начало 1960-х гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
9. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Начало 1960 гг. Вид из окна дома №2, ул Панфилова.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
10. Общий вид на станцию. 2016 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
11. Общий вид на станцию. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
12. План расположения объектов на станции. 1903 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
13.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
14. Отхожее место. 2016 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
15. Отхожее место на первом плане, Жилой дом III типа на заднем плане. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
16. Жилой дм III типа 1908-1910 гг.
 
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
17. Жилой дом II типа 1908-1910 гг.
 

Значительно изменен внешний вид вокзала (на момент строительства это было здание, выполненное по индивидуальному проекту, с разделением пассажирских помещений на I, II и III классы, а также конторой начальника станции и телеграфом): ликвидирована система печного отопления; оригинальные окна заменены современными стеклопакетами; левое крыло вокзала увеличено в объеме, что нанесло искажение в общую симметрию здания; полностью ликвидирован легкий металлический навес над проходом от путей к центральному входу в пассажирские помещения.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
18. Пассажирское здание (вокзал). Вид со стороны путей. 2016 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
19. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
20. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
21.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
22. Общий вид на станцию со стороны военно-продовольственного пункта. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
23.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
24.
 

На противоположной стороне путей от вокзала располагался военный продовольственный пункт, рассчитанный на 1200 человек, с возможностью расширения до 2400 человек. В близи станции располагались лагерь Московского пехотного юнкерского училища, Артиллерийский и Пехотный лагеря (на их территории располагался остановочный пункт Военное поле), таким образом станция имело важное значение для перемещения военных. В первое время к военному пункту со стороны вокзала был построен пешеходный мост, также снесенный в последующее время. Более подробно о его сохранившихся постройках мы расскажем в отдельной статье.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
25. Пассажирский мост от станции к военно-продовольственному пункту. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
26.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
27. Чертежный план-проект навеса пассажирского здания (вокзала). 1903 г.
 

Багажное помещение - пакгауз бесследно исчезло. На его месте сейчас красуется одноэтажное эффектное здание, выполненное в стиле классицизма полноценного композитного ордера. Предположительно оно было построено в конце 1930х - 1940е годы в качестве помещения для районного Дома культуры.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
28. Помещение пакгауза. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
29. Здание на месте бывшего пакгауза. Вероятно районный ДК. 2016 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
30.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
31. Характерное оформление ДК конца 30х - 40х гг. Колонны полноценного композитного ордера. 2016 г.
 

Напротив, северного поста находилась товарная платформа с пакгаузом и товарная контора, для проведения операций с грузами. Станция была связывающей между Окружной ж.д. и Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
32. Здание северной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Январь 2017 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
33. Здание северной будки централизованного управления стрелками и сигналами. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
34.
 

Для обеспечения водой станции и военно-продовольственного пункта на стороне пункта были построены водоподъёмное и водоемное здания. Станция обеспечивалась водой естественным способом из артезианской скважины. Для подачи воды было спроектировано небольшое деревянное водоподъёмное здание. Оно подавало напор воды в водоемную башню, самую малую на всей Окружной ж.д.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
35. Водоподъемное здание. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
36. Чертежный план-проект водоподъемного здания. 1903 г.
 
Водоподъёмное здание не дожило до наших дней, а вот, что касается водоемной башни, то нам удалось найти ее остатки. Многое время была информация о том, что оно также было снесено, однако в последнее наше посещение территории военно-продовольственного пункта, мы обнаружили останки башни в виде нижней сохранившей части до уровня входной двери. Находится этот «артефакт» в настоящее время на территории гаражного кооператива. Башню заметить сложновато, т.к. покрашена она в зеленый цвет и спрятана за постоянной свалкой всякого строительно-хозяйственного хлама.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
37. Водоемное здание (башня). январь 2017 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
38. Водоемное здание (башня). 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
39.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
40. Чертежный план-проект водоемного здания. 1903 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
41. Чертежный план-проект товарной конторы. 1903 г.
 

Недалеко от пассажирского здания располагается сохранившееся здание казарм. В 1923 году станция начинает граничить с поселком художников «Сокол», и в последующее время казармы попадают в границы этого поселка.

 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
42. Здание казарм. январь 2017 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
43. Чертежный план-проект казарм. 1903 г.
 
МКЖД. Станция Серебряный бор.
44.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Tags: А.Н. Померанцев, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, Серебряный бор, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2016, фото 2017, эклектика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo deadokey 18:16, sunday 27
Buy for 100 tokens
Архыз популярен своими горнолыжными курортами, обсерваторией САО РАН и минеральной водой с одноименным названием. Но многие забывают, что здесь сохранились самые старые христианские храмы на территории России (за исключением греческих храмов Крыма). Представьте себе Кавказ, начало 10 века, крупное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments