deadOKey (deadokey) wrote,
deadOKey
deadokey

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты

Помимо пассажирского и транспортного назначения, в задачи Московской Окружной ж.д. в процессе проектирования было решено принять и военное направление. В связи с тем, что Москва являлась центром переброски войск между направлениями, на МОЖД было спроектировано совместно с военными ведомствами 4 военно-продовольственных пункта на станциях Лихоборы, Угрешская, Пресня и Серебряный бор.

Выбор станций для размещения пунктов был обусловлен основными радиальными железнодорожными направлениями к границам Российской Империи и к Санкт-Петербургу. Станция Угрешская связывала Москву с юго-восточными районами страны и соединяла вторую столицу с городом Курском через Московско-Курскую железную дорогу.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

Дата фотографий: 2017 год, 26 января и 19 февраля.

<td height="19"> </td> </tr>
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
2. Пресня. Вид на пункт со стороны входа на территорию УЦ.
 
Станция Пресня была самой военно-направленной станцией МОЖД, соединяла Окружную с Московско-Брянской и Московско-Брестской ж.д., а также обеспечивала ветвь на Николаевские казармы Москвы. В связи с этим Военно-продовольственный пункт Пресня была самым крупным на всём железнодорожном кольце.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
3. Пресня панорамный вид на главную площадь пункта. Слева и справа здания кухонь.
 
Станция Серебряный бор направляла военные эшелоны на город Виндава (ныне Вентспилс), портовый город Курляндской губернии (Латвии), самый западный порт Российской Империи.

Военно-продовольственный пункт центральной станции МОЖД Лихоборы ставил своей задачей обеспечение переброски войск между столицами Империи и дальнейшего соединения военного транзита с остальными радиальными направлениями.

Таким образом Окружная железная дорога становилась главной артерией военного транзита государства. Это обязывало Управление по сооружению МОЖД подходить с максимальной ответственностью к проектированию и обеспечению военно-продовольственных пунктов, в связи с чем к работам были привлечены военные ведомства Империи.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
4. Пресня. Столовая.
 

Пункты проектировались изначально с учетом необходимости постоянного обеспечения военных на 1200 человек (Пресня на 2400 в связи с ее повышенной значимостью), и с возможностью последующего увеличения количества военных в 2 раза. Для этого в проектах закладывались дополнительные свободные площади земли для постройки новых объектов на случай военного положения.

Все станции имеют стандартное количество хозяйственных объектов на пунктах: один дом коменданта, одна казарма для команды пункта, одна кухня, две столовых (на 600 человек военных каждая), одно отхожее место на 52 очка, а также по одному хозяйственному объекты (ледник, кладовая, дровяные навесы, сараи). На станции Пресня количество всех объектов за исключением дома коменданта увеличены в двое, из-за удвоенного количества обслуживания военных, а также специально для этого объекта спроектирована хлебопекарня.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
5. Пресня. Столовая оформление главного входа в здание.
 
Военные пункты размещались на внешней стороне МОЖД напротив станций. На трех станциях (Лихоборы, Пресня и Серебряный бор) был спроектирован переходный мост через железную дорогу к военно-продовольственному пункту, а на станции Угрешская переход был сделан наземный. Все здания за исключением хозяйственных построек, были снабжены водопроводом, канализацией и необходимой мебелью.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
6. Пресня. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
7. Пресня. Столовая. Оформление дополнительного входа в здание.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
8. Чертежный план-проект столовой на 600 человек. 1903 г.
 

До настоящего времени постройки сохранились не на всех станциях военно-продовольственных пунктов.

Самым сохранившимся ансамблем и четырех является пункт Пресня. На нем сохранились все объекты, а дом коменданта даже сохранил нетронутыми элементы внешнего декора (хотя он частично разрушается из-за отсутствия ремонта и реставрации) и оконные рамы начала века. Тут мы с Вами можем полюбоваться лепным флористичным декором колонны у главной входной группы, кованными перилами, а также массивным оформлением оконного проема в форме волют и сохранившиеся консоли, поддерживающие ранее навес над главным окном в квартире коменданта.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
9. Чертежный план-проект кухни. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
10. Чертежный план-проект кухни. 1903 г.
 
Здания столовых сохранили оригинальное оформление, сочетающее в себе как лепной, так и деревянный декор. Все дополнительные входы в здание были оформлены деревянными фронтонами с аркой на месте тимпана. Остальные постройки, как то отхожее место, казармы команды, кухни и т.д., изменены во внутренней планировке с учетом современного использования, однако максимально сохранили внешнее оформление.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
11. Пресня. Кухня.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
12. Чертежный план-проект казармы для команды. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
13. Пресня. Казармы для команды. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
14. Пресня. Казармы.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
15. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
16. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
17. Пресня. Отхожее место на 52 очка. 1908-1910 гг.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
18. Пресня. Отхожее место.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
19. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
20. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г.
В настоящее время ансамбль принадлежит Учебному центру РЖД, вход на территорию закрыт. Однако нам по разрешению Центра общественных связей и Руководства Учебного центра было дозволено попасть на территорию и сделать фотофиксацию всех объектов, за что мы искренне благодарим Новикова Виталия Евгеньевича, начальника Пресненского подразделения Московского УЦПК!
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
21. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
22. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
23. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
24. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
25. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
26. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
27. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
28. Пресня. Хлебопекарня. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
29. Пресня. Хлебопекарня.
 
Остальные станции сохранились менее. Самым пострадавшим от времени является Серебряный бор. От бывшего ансамбля сохранился перестроенный дом коменданта, который в настоящее время находится на закрытой частной территории. На месте остальных построек в настоящее время располагаются гаражные кооперативы и жилые дома.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
30. Серебряный бор. Столовая. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
31. Серебряный бор. Кухня. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
32. Серебряный бор.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
33. Серебряный бор.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
34. Лихоборы. Общий вид на военно продовольственный пункт. 1908-1910 гг.
 
На станции Лихоборы сохранился Дом коменданта и казармы команды. Находятся они в относительно открытом доступе (можно пройти через калитку в случае если она открыта).
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
35. Лихоборы. Дом комменданта. 1989 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
36. Лихоборы. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
37. Лихоборы. Казармы.
 
Военно-продовольственный пункт Угрешская, сохранился также как Пресня практически полностью. Доступ на него свободный, находится он за территорией гаражей. В настоящее время предположительно используется как жилые помещения для рабочих мигрантов и хозяйственные частные объекты. Сохранились две столовые, частично измененные во внешнем оформлении, здание казарм, отхожее место и дом коменданта. Последний достаточно хорошо сохранился: мы можем с Вами увидеть оригинальные консоли, характерное оформление фасадов, а также граненую колонну у главного входа в здание. Кстати, несмотря на то, что проекты зданий для военно-продовольственных пунктов были типовыми, архитекторами вносились некоторые изменения в декоративное оформление (вспомним, что такой же дом коменданта на станции Пресня имеет лепной флористичный декор на колонне).
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
38. Угрешская. Столовая. Второе здание.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
39.Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
40.Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
41. Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
42. Угрешская. Казармы.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
43. Угрешская. Отхожее место.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
44. Угрешская. Дом для коменданта. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
45. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
46. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
47. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
48. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
49. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
50. Чертежный план-проект кладовой с погребом. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
51. Чертежный план-проект служебных помещений. 1903 г.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Tags: А.Н. Померанцев, Лихоборы, МКЖД, МЦК, Москва, Н.В. Марковников, Пресня, Серебряный бор, Угрешская, военно-продовольственные пункты, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2017, эклектика
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo deadokey august 27, 16:25 1
Buy for 100 tokens
Небольшое село на границе Московской и Тверской областей. Две прекрасные усадьбы. Путешествие, которое не оставит равнодушным каждого, кто любит и ценит старинную архитектуру. Место, где встретились годы правления Екатерины Великой и пушкинская эпоха. Конечно же, речь идет о Яропольце! И совсем…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments