Усадьба Дубровицы, архивные фотографии, часть 2

Давайте продолжим знакомство со старыми уникальными фотографиями усадьбы Дубровицы. В этой подборке вы увидите интерьеры Знаменской церкви. Внутри вместо привычной настенной живописи расположены барельефы и горельефы, что необычно для храмов нашей страны.

Открытие Знаменской церкви состоялось в 1704 году. И на данном торжестве присутствовал Петр I. Но уже после освящения храма святейший Синод запретил украшать скульптурой православные храмы. И храм стал уникальным.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
2. Cоздание резной части иконостаса приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
3. Скульптура и рельефные украшения Знаменского храма выполнены из местного белого камня. Материал добывался на берегах Пахры в каменоломнях.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
4. Церковь, вероятнее всего, возводилась европейскими мастерами, которые пользуясь поощрением со стороны заказчика князя Б.А. Голицына, применили здесь свой опыт строительства католических храмов.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
5. При входе в храм все сразу обращают внимание на крупную рельефную сцену "Распятия" - основную в цикле "Страстей Господних".

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
6. Есть предположение, что внутренние рельефы дубровицкого храма созданы на несколько лет позже, чем наружная белокаменная скульптура.


Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
7. Фигура Богоматери, приносящей в храм Христа-младенца.


Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
8. Фигуры святителей выполнены рукой мастера европейской выучки. Выразительно очерчены бородатые лица, передано движение тел.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
9. Верх основного лепесткового яруса церкви завершается резным фризом, где прихотливо переплелись рельефные листья, плоды и цветы.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
10. Лепные горельефы на евангельские темы мастера при строительстве церкви выполняли сразу на месте. Использовалась для этого кирпичная основа на известковом растворе, крепившаяся к стене железными пиронами. Основа обмазывалась алебастром, и окончательно фигуру или узор моделировали в гипсе.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
11. Высокое качество материала и работ определили долговечность рельефов.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
12. Рельефные листья, плоды и цветы в убранстве церкви.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
13. Формы капители, рисунка гирлянды до пухлых херувимов, а также одеяния второстепенных персонажей и трактовка сюжетов говорят о европейской школе пластики.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
14. На сводчатых поверхностях в основании столпа-парусах - чрезвычайно экспрессивно вылеплены клубящиеся облака, ангелы и фигуры евангелистов.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
15. Справа над иконостасом изображен апостол Матфей, на что указывает символ этого евангелиста - ангел. Слева над иконостасом - изображение Иоанна Богослова со своим символом - орлом. Напротив Иоанна, в северо-западном парусе, Лука с тельцом (быком), а напротив Матфея, в юго-западном парусе, Марк со львом.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
16. Последний сюжет цикла "Страстей Господних" помещен над южной аркой. Рельефная композиция "Положение во гроб". Жены-мироносицы, Богоматерь и праведник Иосиф кладут тело умершего Христа на плащаницу.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
17. Композиция над северной аркой - "Несение креста". Иисус Христос, сгибаясь под тяжестью креста, идет на Голгофу. Вокруг него римские воины в шлемах, частокол копий и бердышей. Позади сопровождают процессию люди: женщина с ребенком и поддерживающий сзади крест Симон Киринеянин.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
18. "Несения креста" логично переходит в сцену "Распятия" на восточной стене.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
19. Композиция "Несения креста".

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
20. В простенках между окнами находятся лепные фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
21. Фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
22.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
23.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
24.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
25. Фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
26. Слева от "Распятия" показан царь Давид в короне, со скипетром и гуслями.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
27.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
28. Скульптура царя Давида в короне, со скипетром и гуслями.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
29. Скульптура Моисея на северной стене. Он правой рукой держит скрижали с заповедями (левая не сохранилась).

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
30. Скульптура Моисея.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
31. Скульптура Илии, держащего в левой руке пояс.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
32. Скульптура царя Давида.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
33. В свободном подоконном пространстве изящные гирлянды из плодов и цветов.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
34.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
35. Прорезанные восьмигранными окнами стены верхнего яруса покрыты еще более плотной резьбой.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
36.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
37.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
38. Столп опоясан широким рядом арок на мелких колонках, а над ними - профилированные колонки следующего карниза, лента с каменными горошинами и классический пояс из листьев аканта.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
39.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
40.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
41.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
42.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
43.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
44.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
45. Над "Воскресением" находится рельефная композиция "Коронование Богоматери". Стоит отметить, что православная церковь не признает истинности акта коронования Девы Марии. Богоматерь на этом рельефе подходит скорее на некую мадонну с картины эпохи Возрождения. Ее руки сложены в молящий крест. Коленопреклонная, она как бы стоит на облаках в окружении херувимов. На Богоматерью тяжелая корона, которую поддерживают парящие в небесах Христос с крестом и Бог Саваоф с державой.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
46. На западной стене изображены две рельефные фигуры первосвященников. Ближе к Илие - Захария со свитком, а ближе к Моисею - Аарон с кадилом в правой руке.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
47. Фигура Аарона с кадилом в правой руке.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
48. Фигура Захарии со свитком.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
49. Скульптура Аарона.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
50.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
51.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
52.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
53.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
54.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
55.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
56.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
57.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
58.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
59.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
60.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
61.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
62.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
63. Иконостас.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
64. Двухъярусный хор.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
65.

Усадьба Дубровицы. Архивные фотографии.
66.

Posts from This Journal by “Дубровицы” Tag

promo deadokey august 31, 23:47 2
Buy for 100 tokens
Лето подходит к концу, но ведь это не повод для грусти, правда? Ведь впереди нас ждет золото осени, первый снег, день рождения "Усадебного экспресса" и Новый год! И конечно же, наши интересные выходные! В сентябре нас ждут поездки в Коломну на книжно-яблочный фестиваль, в усадьбу…
Самая потрясающая церковь Подмосковья, а может и всей России)
Да, в таких деталях не видел! Надписи на церковнославянском - после реставрации вернули латинские.
Церковь, конечно, великолепная, и делали ее на века. Рассказ получился очень интересным в том плане, что мы мало знаем, что за скульптуры и почему они здесь, и зачем им такие атрибуты. Это очень познавательно. Впервые читаю все эти термины, про символы у апостолов. Вадим, спасибо. Очень было интересно все это увидеть и прочитать.