МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

В районе ансамбля зданий станции Лихоборы, недалеко от здания вокзала, есть интересное жилое строение в стиле авангарда, характерного для первого десятилетия молодого советского государства. Здание бросается в глаза своей архитектурной формой, сочетанием прямых и ломаных линий фасада, а также буквенной аббревиатурой «5 РКЖД» и датировкой «1932». С датировкой проблем никаких не возникает, это характерная черта для индустриального домостроения конца XIX – начала XX века, говорящая о дате постройки здания. А вот насчет аббревиатуры ходили споры.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.

Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября и 2017 год, 19 февраля. 

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
2.


По первоначальной информации расшифровка гласила 5-й Рабочий кооператив железнодорожников. Вполне логичная расшифровка для периода формирования коммунального быта и строительства по всей Москве Рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ (РЖСКТ). Однако, когда мы нашли имя и биографию архитектора, спроектировавшего это здание, мифы развеялись.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
3.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
4.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
5. 5 РКЖД.

Надпись на доме «5 РКЖД» и датировка «1932» выполнена кирпичной кладкой в традиционной манере для индустриальной архитектуры начала века. Здание оставлено неоштукатуренным, в отличии от первых двух, что также отсылает нас к промышленному стилю домостроения.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
6. Здание построено в 1932 году.


С 1926 года архитектор Борис Николаевич Шатнев, после окончания МВТУ, начал свою творческую деятельность в проектировании жилых и технических сооружений для Народного комиссариата путей сообщения, а затем для Министерства путей сообщения СССР. Первое свое здание для Управления Курской железной дороги он построил в 1927-1932 годах на улице Чкалова (ныне ул. Земляной вал) на углу площади Курского вокзала. Это типичное конструктивистское здание с выделяющимися балконами и эркерами, отличающими его от ортодоксальных авангардных проектов его сверстников. Потом последовал проект еще одного крупного жилого дома, там же по соседству, уже в классическом стиле посленэповского периода, с традиционной геометрией фасада и декора.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
7. Надписи выполнены кирпичной кладкой.


Напротив второе жилое здание.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
8. Это здание оштукатурено.

И вот в 1930 году Борис Николаевич получает заказ для строительства поселка для проживания работников Курской железной дороги. Был спроектирован типовой проект домов, и первая пробная трехэтажка выстраивается в районе Каланчевской. Затем выделяется участок земли рядом со станцией Лихоборы Московской Окружной железной дороги для строительства четырех таких же домов. В 1931 году появляется первый близнец Каланчевского дома, трежэтажный двухподьездный. На фоне остальных своих соседей он кажется недоделанным. Остальные два дома были полноценными многоквартирными четырехэтажными.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
9.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
10. Многоквартирный четырехэтажный дом.

Состоят дома визуально из трех корпусов. Эта визуализация создается смещением боковых частей от центральной части корпуса примерно на 3 метра вперед. Таким образом в передней части мы видим 2 боковых ризалита. Крыша имеет интересное архитектурное решение в форме прямоугольного башенного выступа и скоса вправо и влево в зависимости от края. Эту площадь занимают чердачные помещения.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
11. Дом строился для проживания работников Курской железной дороги.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
12.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
13.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
14.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
15.

Подъезды сохранили оригинальное оформление в виде деревянных перил с декоративным оформлением в форме перекрещенных деревянных балок, а также круглое окно «иллюминатор» перед чердачным помещением (такие окна нередко использовались в архитектуре авангарда).

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
16. Подъезд одного из домов.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
17. Деревянные перила с декоративным оформлением.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
18.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.19.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
20. В передней части здания два боковых ризалита.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
21.

В настоящее время четырехэтажные дома сохранили свое первоначальное жилое назначение, а вот в первом здании сегодня находится отдел Полиции.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
22.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
23.

МКЖД. Возвращение истории. Жилой комплекс 5 Района Курской железной дороги.
24.


Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Posts from This Journal by “МКЖД” Tag

promo deadokey may 22, 13:09 6
Buy for 100 tokens
Рязань – один из старейших городов России с богатой историей и интересными достопримечательностями. Обойти его своим вниманием не просто невозможно. Поэтому 26 августа 2017 года "Усадебный экспресс" приглашает вас совершить путешествие в прекрасную Рязань! Мы переместимся в камерный…
"По первоначальной информации расшифровка гласила 5-й Рабочий кооператив железнодорожников. Вполне логичная расшифровка для периода формирования коммунального быта и строительства по всей Москве Рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ (РЖСКТ). Однако, когда мы нашли имя и биографию архитектора, спроектировавшего это здание, мифы развеялись."

Честно говоря, из текста совершенно непонятно, куда они развеялись в итоге :-). Ясно, что не кооператив железнодорожников, а Курская ж/д. Но где Курская железная дорога, а где Лихоборы? И почему 5 район? а где другие 4?
....а где Лихоборы?
В те годы Окружная железная дорога входила в состав Курской железной дороги.
весеннего вечера!!!Шутки первого апреля
Сыплются и там и тут.
Всплески звонкого веселья
Настроенье создают.
Говорят, минута смеха
Столько ж жизни дарит нам.
Не добиться и успехов
Без улыбки на губах.
Спасибо за публикации о МКЖД, получил массу удовольствия! ) Что называется - и уму, и сердцу.