Усадьба СМОЛЬНЕВО, Владимирская область, Киржачский район

Существует легенда, что необычность архитектуры храма в Смольнево объясняется тем, что у графа С.В.Салтыкова(1739-1800) жена была немка (принявшая крещение). Для неё, он внес в постройку элементы западной архитектуры. После Салтыковых усадьбой владел известный декабрист Павел Иванович Калошин, его дочь Софья была подругой детства Л. Н. Толстого. Она - прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство». В имении своей жены отбывал многолетнюю ссылку известный декабрист Павел Иванович Колошин. По бокам у входа в церковь стояли в нишах статуи апостолов Петра и Павла…

усадьба Смольнево 8 мая 2013 г.



Усадьба
СМОЛЬНЕВО



Лодыгины, Шишкины, Салтыковы, Колошины




В Л А Д И М И Р С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н К И Р ЖА Ч С К И Й



В писцовых книгах Смольнево упоминается впервые в 1628 году: оно заложено за 500 рублей Иваном Борисовичем Лодыгиным Василию Фёдоровичу Шишкину,в селе "место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, двор помещиков пустой", описываются последствия разорения края после Смутного времени. Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века.

В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери.

В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году).

Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


усадьба Смольнево
2. Казанская церковь – один из самых оригинальных по композиции барочных храмов в центральном регионе и один лучших памятников аннинского барокко в русской провинции.
 
усадьба Смольнево
3.  Кровля башен выполнена по типу польских костелов.
 
усадьба Смольнево
4. В имении своей жены отбывал многолетнюю ссылку известный декабрист Павел Иванович Колошин.
 
усадьба Смольнево
5. Усадьба на берегу реки Большой Киржач слилась с дикой природой.
 
усадьба Смольнево
6. По бокам у входа в церковь стояли в нишах статуи апостолов Петра и Павла…
Впоследствии по распоряжению Синода они были сняты, так как в православных церквях ставить статуи не разрешалось.
 

Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живо-начальной Троицы, освящён в 1788 г., и Казанской иконы Божией Матери, освящён в 1787 г.). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны – подобная ей колокольня, на которой в 1799 г. были установлены часы.

 Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1883 г. она стала закрытой, с 36 окнами.

На втором этаже в 1783 г. был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1870-х гг. был образован объединённый Ильинско-Смольневский приход, его настоятелем назначен священник церкви с. Смольнева Михаил Орлов, в штате храма состоял причетник того же села Пётр Горлицын. В Смольневе в это время было 79 ревизских душ. В семье Михаила Павловича Орлова родились сыновья Василий (1861) и Николай (1864), они окончили Переславское Духовное училище (в 1877 и 1879 гг.) и Вифанскую Духовную семинарию (в 1883 и 1885 гг.).

С 1800 г. усадьбой владел граф Григорий Сергеевич Салтыков (1777-1814). До 1801 г. он носил фамилию Жердеевский (по д. Жердеево, входившей в состав Смольневского прихода), как рождённый до брака, затем императорским указом, по поданной в 1800 г. просьбе матери, был восстановлен в правах и получил графский титул (в 1804 г.). Он имел прекрасное домашнее образование, знал несколько языков, чрезвычайно любил музыку и сам хорошо играл на скрипке. В1804-1806 гг. Григорий Сергеевич вместе с Д.И. Хвостовым и П.И. Голенищевым-Кутузовым издавал журнал «Друг просвещения», в котором напечатал множество своих стихов.

Он был также и прозаиком. К 1801 г., дослужившись до чина коллежского секретаря, оставил службу.

 
усадьба Смольнево
7. Вокруг второго этажа была сооружена открытая галерея.
 
усадьба Смольнево
8. Домики возле церкви.
 
усадьба Смольнево
9. Дико заросшая «Липовая аллея».
 

Григорий Сергеевич Салтыков с 1811 г. был членом Общества истории и древностей российских при Московском университете; почётным членом Московского университета и Общества испытателей природы при нём.

В 1811 г. вместе с АА Прокоповичем-Антонским, М.Т. Каченовским, А.Ф. Мерзляковым и другими учредил Общество любителей российской словесности при Московском университете, в «Трудах» общества он также печатал свои произведения.

В 1824 г. мужем его дочери, графини Александры Григорьевны Салтыковой (1804-1871) - «привлекательной, стройной, живой, умной и любезной», по отзыву современницы (Е.П. Яньковой), «одна дочь у матери, все знали, что дадут за нею немало, так около девочки мужчины, точно рой пчёл, так и жужжали», - стал Павел Иванович Колошин (1799-1854, сын полковника лейб-гвардии Измайловского полка).

Он служил при благоволившем к нему московском генерал-губернаторе, князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, жена которого Татьяна Васильевна и устроила свадьбу. Павел Иванович получил домашнее воспитание, был умён, в обращении ловок, хорошо воспитан и имел порядочное состояние. В феврале 1812 г. он вступил в службу колонновожатым в императорскую свиту по квартирмейстерской части. В 1815 г. он офицер Генерального штаба, учился в Московском учебном заведении для колонновожатых, прапорщик с 1817 г., в том же году слушал лекции в Санкт-Петербургском университете. Перешёл в гражданскую службу и для экзаменов на чин коллежского асессора брал уроки у профессоров Московского университета.

 В 1823 г. стал советником 2-го департамента Московской палаты гражданского суда, а в 1825 г. советником Московского губернского правления. Был членом преддекабристских организаций - «Священной артели» и с 1817 г. «Союза Спасения», членом Коренного совета «Союза Благоденствия» и Московской управы Северного общества. Арестован в Москве, после полугодового заключения в Петропавловской крепости отставлен от службы с запрещением жить в обеих столицах. Поселился в имении жены Смольнево. С 1831 г. ему разрешено жить в Москве, в 1838-1839 гг. с семейством Колошиных познакомился граф Лев Толстой. С 1844 г. Колошины в Петербурге.

Последние 20 лет жизни Павел Иванович был слеп. Умер в Москве. Его сын Сергей (1825-1868) окончил Петербургское училище правоведения, поступил на военную службу, был гренадером, потом гусаром. Играл заметную роль в журнале московских славянофилов «Москвитянин», но в 1851 г. покинул его из-за разногласий с редактором М.П. Погодиным. В 1853-1857 гг. служил в Иркутске, затем вышел в отставку.

 В 1861-1863 гг. издавал журнал «Зритель общественной жизни, литературы и спорта», разорился, пошатнувшееся здоровье вынудило его уехать в Италию, где он жил в бедности, работал переводчиком в миланском суде, служил в конторе, сотрудничал в газете. Умер во Флоренции. Сын Валентин в 1855 г. убит под Севастополем. Дочь Софья (1828-1911) была подругой детства Л.Н. Толстого.

Она - прототип Сонечки Волошиной из повести «Детство».

 
усадьба Смольнево
10. Усадебный пруд.
 
усадьба Смольнево
11. Толпы солдат сооружали каскад ниспадающих к реке прудов.
 
усадьба Смольнево
12.
 
усадьба Смольнево
13. Место, где расположена графская усадьба и храм, очень живописное: с пригорка открывается чудесный вид на реку, заливные луга, волнами уходящие в голубую дымку леса.
 
усадьба Смольнево
14.
 
усадьба Смольнево
15. Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны – подобная ей колокольня, на которой в 1799 г. были установлены часы.
 

В Москве изредка навещал брата Павла Пётр Иванович Колошин (1794-1849), поэт. Он получил хорошее образование, которое завершил, посещая в Москве учебное заведение «Общество математиков», основанное Н.Н. Муравьёвым. Сблизился с его сыновьями Александром, Михаилом и Николаем. В марте 1812 г. начал службу колонновожатым, прерванную войной. В 1815 братья Павел и Пётр вступили в созданную братьями Муравьёвыми и И.Г. Бурцевым в Петербурге преддекабристскую «Священную артель». По словам Н.Н. Муравьёва-Карского, Пётр Колошин имел нрав «тихий, скромный, застенчивый и романтический. Он в особенности любит литературные занятия и, будучи душою поэт, легко пишет стихи». Печатным дебютом Петра Колошина стал перевод с французского книги Ж.Н. Беллявена «Элементарный курс полевой фортификации» (М., 1816). Её издал генерал-майор Н.Н. Муравьёв для своего учебного заведения - Училища колонновожатых в Москве, куда в августе 1817 г. и был откомандирован Пётр Колошин (с марта 1816 г. служивший в Генеральном гвардейском штабе) для преподавания всеобщей истории и полевой фортификации. С 1818 (?) по февраль 1824 г. (в начале 1823 г. училище переехало в Петербург) Колошин исполнял также обязанности помощника начальника училища, с 1821 по январь 1825 г. числился в императорской свите по квартирмейстерской части (подполковник).

В 1816-1817 гг. он состоял в петербургской масонской ложе «Трёх добродетелей» и тогда же стал активным деятелем преддекабристских организаций: с 1817(16?) г. он в «Союзе спасения»; перевёл с немецкого устав «Тугендбунда» (тайного патриотического общества, направленного против Наполеона в Германии) и участвовал в его переработке, то есть в написании «Зелёной книги», ставшей законоположением «Союза благоденствия»; с 1819 г. председатель Московской управы, участвовал в заключительном московском совещании этого союза (1821) - будущие декабристы объявили его распущенным, желая избавиться от ненадёжных членов, которым затем не сообщили об основании Южного и Северного обществ. Жалуясь в письмах тех лет на нехватку времени для стихов, Колошин одновременно усматривал в них «некоторое усовершенствование не в искусстве, но в мыслях, которые, кажется, отвратились от незначащего к истинно хорошему».

Публикации поэта крайне немногочисленны, тем не менее его имя было известно в среде литераторов. Предполагалось участие Колошина в создававшемся Н.И. Тургеневым журнале «Россиянин XIX века» (1819). В начале 1820-х гг. Колошин был вхож в литературный кружок С.Е. Раича, а переехав в Петербург, стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности (1824), печатался в журнале общества «Соревнователь».

После восстания 14 декабря 1825 г. Пётр Колошин был арестован, допрошен и отпущен. С апреля 1825 г. он чиновник по особым поручениям Департамента внутренней торговли Министерства финансов, в 1832 г. вице-директор Комиссариатского департамента, с 1841 г. состоял по Военному министерству. В конце жизни - член Совета Министерства государственных имуществ, тайный советник.

 
усадьба Смольнево
16. Остатки надгробий.
 

С 1910 г. в доме в течение 20 лет помещалась начальная школа, организованная еще земством. Позже здание было разобрано и перевезено в село Савино. На Смольневском кладбище долго оставалась плита из красного гранита на могиле первой дочери Колошиных – Александры, умершей в 27 лет. Но это кладбище долгое время находилось в забвении, поэтому старожилы, приводя его в ухоженное состояние, пока не могут указать точное место захоронения графини.

Дачники Смольнево и соседних деревень, фермеры, очарованные красотой, нежностью и прелестью бывшей графской усадьбы при щедрой финансовой поддержке московского мецената, который просит не называть его фамилию, уже более 10 лет усердно очищают пруды, родники, бывший парк и уникальной архитектуры храм. Староста прихода Нина Дмитриевна Наумова, бывшая активная общественница, работавшая в лугомелиоративной станции инженером, говорит, что многое уже сделано, и сделано добротно, предстоит сделать еще больше, чтобы вернуть графской усадьбе былое очарование. В одном из приделов открыта церковная служба, на подходе к храму разбиты цветники. В планах завершить полностью внутреннюю реставрацию храма, построить здание для паломников и многое другое.

 
усадьба Смольнево
17. Старое надгробие.
 
усадьба Смольнево
18.
 
усадьба Смольнево
19.
 
усадьба Смольнево
20.
 
усадьба Смольнево
21.

Старые фотографии

усадьба Смольнево
Из приложения к актам межевания.
усадьба Смольнево
Церковь Спаса Преображения. Год фотографии неизвестен.
 
усадьба Смольнево
2008 г. Церковь Спаса Преображения. Фото отсюда.

Старые карты


усадьба Смольнево
1780-1790 год.
 
усадьба Смольнево
1850 год.
 
усадьба Смольнево
1883 год.
 
усадьба Смольнево
2009 год.
 
Усадьбы deadokey.livejournal.com</a> на карте большего размера

Ссылки

http://www.flickr.com/photos/deadokey/sets/72157633635739102/
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Смольнево

http://sobory.ru/article/?object=06748
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11407
http://www.vgv33.ru/06/1/999930/0001.HTM
http://www.vidania.ru/temple/temple_vladimirskaya/kirzachskii_smolnevo_preobrazenskaya_cerkov.html
http://vnkr.ru/view_ours.php?id=42
http://katerina-foto.livejournal.com/32905.html
http://bogorodsk-noginsk.ru/dao/2008-08-smolynevo.html

Спасибо, есть что добавить?

promo deadokey январь 8, 21:11 38
Buy for 30 tokens
По многочисленным просьбам мы решили повторить поездку «Усадебного экспресса» в Мелихово А.П. Чехова. Данная поездка даст возможность окунуться в чеховскую эпоху, а также почувствовать себя настоящими театральными актерами и участниками пьесы по одному из рассказов писателя. По пути…
Сколько помню, никого из Салтыковых больше нет. И последний граф умер в эмиграции, и последний князь умер в эмиграции. Детей не осталось. Но вот интересно, они ведь не знали, как обернутся события истории. Имущественные отношения как-то регулировались, уж слишком высока была культура собственности на земли среди владельцев усадеб. Кому было завещано? Это могли быть и дальние родственники, и другие люди (например, из тайных обществ братья). Деньги тоже были у некоторых за границей. Я не верю в то, что приватизация земель российском государством - это последняя юридически законнаая передача земель. Когда-то права собственников восстановят по суду, возможно. Тем более, что государство очевидно не в состоянии восстановить столько усадеб, оно лишится просто культуры русской усадьбы.
Да, последний князь Салтыков умер в 1941 году, а последний граф Салтыков — годом позже.
Немного дополнений:
Жена графа С.В.Салтыкова была полячкой (полькой). Кроме усадьбы в Смольнево были построены две часовни - в дер .Кудрино и Климково (не сохранилась) на тот же западный манер.
Кудринскую часовню в этом году планируют начать восстанавливать. Сейчас она стоит с крестом, но без маковки. Проект по реставрации заказан главному епархиальному архитектору А.В. Трофимову.
Салтыков, один из них, строил каменную церковь в селе Прибуж Чернёвской волости, которую изначально строил Хвостов, она была деревянная. Он купил имение в Чернёвской волости и построил фабрику Сфинкс. Салтыковы имели владения, как я понимаю, по всей России. В последние времена Салтыков был попечителем церквей в Псковской области. Постоянно вкладывал деньги в церкви и часовни, порядка 50 церквей они построили на протяжении истории только в Псковской области. Последние церкви были в западном духе, Салтыков был попечителем. Особенно интересна была церковь в Великих Луках. Говорят, её и порушили окончательно за западный дух. На острове Дятлинка, не знаю кто строил, много раз перестраивалась. Великие Луки в своё время (17 лет были под поляками) были подарены Марине Мнишек. Польский дух активно искоренялся. Посреди города и сейчас лютеранская кирха огромная на самом видном месте не действующая. Много было иноземцев в городе, но костёла не было. Всё советское время только Казанская действовала, из кирхи сделан был кинотеатр Победа. Я туда ходила. Мой прадед был лютеранин. Грензденферт фамилия, бабушкин отчим. Она была на его фамилию записана. Прабабка была православная. От этого прадеда было много нам неприятностей. Немец. Вроде. Никто не знает даже, кто он был. Бабушка училась в Симбирске, там гимназию заканчивала. У него была передвижная аптека, по всей России катался. Некоторое время они жили в Варшаве. Жили в Витебске, как я теперь понимаю. Дед мой родной из под Витебска.
Спасибо! Захотелось в Псковскую губернию!
Надо сравнить церкви Салтыковых в других имениях, может быть найдем везде эту "польскую" тенденцию?
Да, думаю, это очень полезно исследовать. Почему они приобщались к западной архитектуре? Это была мода на западное искусство или хотели приблизить православие в старом духе к новому направлению? Сделать своего рода комплимент тем, кто переходил в православие, таких было много. По моему личному мнению, надо бы знать, что думали культурные предшественники российской власти. В то время Россия наполнялась умами, это были Штольцы, всё написано. Но были и Обломовы. Съездите в Великие Луки. Там этих Обломовых - полный город. А Штольцев нет ни одного, все на Запад уехали. Кузница кадров для Запада. Псковскую область постоянно наполняют выходцы из внутренних районов- с юга и востока. Это прыжок в Петербург, ценой жизни одного поколения. Обломовы остаются дети , а Штольцы уезжают. Полный город малообразованных и лежащих на боку людей, которые ничего не хотят. Особенно Гдов. Это кошмар какой-то. И ужасный совершенно Псков.Почему не создаются условия для возвращения людей в свои города? Я особенно не понимаю, почему ссылают всё дальше. Теперь нас в Калининград хотят сослать из Прибалтики, неграждан. Мы и так изгои, куда уж дальше. Получить 5 тысяч в зубы и всё начинать сначала в Калиниграде. Подвинули бы лучше своих бандитов по провинциям, дали бы места культурным людям.
совет: когда снимаете освещённый солнцем белый объект, компенсируйте выдержку в сторону уменьшения. А ещё надёжнее - использовать брэкетинг.
крутануть колёсико на два деления - полсекунды. Ай-я-яй! У классных фотографов, типа меня :) это - на автомате.
я брэкетингом не пользуюсь, обычно кручу экспозицию, пока гистограмма не будет нормальной. Здесь просто надо было менять точку съемки, а фотографию оставил, так как она информативная)
да не нада никакую глистограмму мучать. Крутаните колёсико на пару щелчков - и всё будет ок.
Не совсем понял, почему "фотографию", а не "фотографии". По моему имхо, пересвечены все кадры с 3-го по 7-й вкл-но (к тому же 4-й и 5-й вроде бы не в резкости).
Чтобы колесико крутить, надо сначала гистограмму смотреть.
Вниз на одну экспозицию, были бы темные точки.
Нерезкость и пересвет на границе фотографии (правый верхний угол) из-за особенностей (скорее минуса) объектива.
проверено, на два щелчка. Если оч. сильное солнце и объект оч.белый, то на три. В противоположном случае можно и на 1. Да, будет чернота в тенях, но вы ж не ветки на земле снимаете. Главное, церковь не предстанет белым пятном. Компенсация на 3 и больше - вот это уже риск, Общая чернота может сильно раздражать. Но в этом случае можно вытянуть детали на фотошопе (из белого пятна фиг чего вытянешь).
Впрочем, вы, похоже, вообще по "земле" экспонировались. Она у вас и получилась отлично. Но так нельзя. Надо - по церкви. Точечный замер - слишком, имхо, радикален. Я предпочитаю центро-взвешенный. Хотя оба метода довольно близки. Наводите на церковь, увеличиваете измеренную экспозицию на два тыка, наводите на землю, смотрите: если земля затемнена на пару делений - всё ок. Если больше - ищите компромисс, увеличивайте выдержку ещё больше, Но если церковь получится пересвечена деления на 4 - будет брак. Лучше уж землю затенить на 4.


Спасибо! Очень красивый 4 кадр! Одна из Салтыковых похоронена в Софрине.
прямо в подвале церкви, точнее в нижнем этаже. Там есть надпись, что она освободила своих крепостных и выделила им землю. где то в 40-е годы 19 в. Не помню как ее звали...
Обязательно заеду в Софрино, уже несколько раз планировал.
Узкое на этой неделе постараюсь выложить.
Очень хорошо в Софрине. Там пруды, где любила плавать сама Елизавета Петровна (у нее дворец там был путевой), и липы сохранились едва ли не ее видевшие. Их стригли - сейчас кряжистые стволы красоты необыкновенной - каждое дерево как скульптура.
по горячим следам
была на днях там, всё так же, я так поняла что фото ваши трёх летний давности, даже дерево с распростёртыми руками к земле стоит... спасибо за подробнейшую информацию
Спасибо большое, очень красивые снежные фотографии получились