Карта архитектуры МОСКОВСКОГО МОДЕРНА

Начинаю знакомство с московским модерном с созданием карты, это около 128 зданий работы таких известных архитекторов, как Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, Р. И. Клейн, И.В. Фомин И.В. и других. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал, ЦУМ (бывш. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева и многие другие. В последние двадцать лет стиль вновь вошел в архитектурную практику под видом постмодерна. В ближайшее время планирую выкладывать рассказы и фотографии каждого здания, а с помощью карты Вы сможете распланировать и совершить незабываемое путешествие по Москве эпохе модерна 1898-1912 годов…

Карта московского модерна


Интерактивная карта архитектуры Московского модерна.
 

Модерн в переводе с французского означает "современный". В разных странах этот стиль называли по-своему. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем. Он возник на рубеже 19-го и 20-х веков, и существовал очень недолго – около двадцати лет.

Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название "модерн" говорит о том, что это нечто новое и оригинальное.

Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Модерн стал стилем, который совмещал в себе стремление совместить практичность и искусство, сделать прекрасным привычное и повседневное.

Недолговечность этого архитектурного стиля объясняется стремительным развитием исторических событий, характерным для начала 20-го века. В условиях растущей потребности жилья архитектурные излишества модерна были не нужны и только мешали.

Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила по показателям все другие крупные города Европы.

Всего за два десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку.

Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать ценителей архитектурного искусства.

Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание.

Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами "века машин".

Московский модерн в исполнении Л.Н. Кекушева – это настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее.

Еще одно здание – особняк Кекушевой на Остоженке – это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре.

Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.

Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву.

 
Список литературы:
1. М.В. Нащокина "Московский модерн", 3-е издание, 2011 г.
В комментариях Вы можете:
1. Предложить другие объекты московского модерна.
2. Предложить перенос точки координат объекта на карте.
3. Присылать ссылки на фотографии.
  • Current Music: Kaiben - City Limits
promo deadokey february 13, 22:00 8
Buy for 50 tokens
Мы приглашаем Вас отправиться на родину русской лаковой миниатюры – село Федоскино Мытищинского района.  Именно отсюда распространилась особая технология изготовления лаковых предметов, которая стала применяться в других центрах лаковой миниатюры на папье-маше - «Палех», «Мстера» и «Холуй».…
Ооооо! Спасибо! Модерн- самый любимый стиль!
Я бы предложил map points сменить на обычные "с носиком". Домик, конечно, красивый и в тему, но, когда метка занимает почти квартал - сие не есть удобно для конечного пользователя и его понимания.
Да, обычные смотрятся удобно. Я думал о стилизации, например, сделать тот же домик и внизу он сужается в носик или сделать map points в виде цветков, подходящих для модерна, например ирисы.
Большое спасибо за карту, она очень нужна!
Пожалуйста, по карте можно за пару дней весь модерн обойти)
Пока только самые знаменитые постройки, который были включены в справочник Нащокиной "Московский модерн" (128 объектов), постепенно вместе с Вами буду добавлять остальные)
Про модерн.
http://mosday.ru/photos/?46_279+25_534

Подсосенский пер. д. 8 - по моему это тоже модерн. В Подсосенском пер. было много доходных домов. Еще при мне (до 2009) многие дома переделали.
А не могли бы Вы дать ссылку на карту в Гугле?
Спасибо, замечательный проект!
Я бы ещё добавил собственный дом Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28/15.
не нашла на карте
Армянский пер. № 1/8 — доходный дом (1905, арх. П. К. Микини, совместно с В. А. Властовым и В. К. Микини)
Чистопрудный бул. № 14 — доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908—1909) — памятник позднего, «национального», модерна. Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова. Первоначально дом был четырёхэтажным, а в послевоенные годы — надстроен до нынешних 7 этажей. Звери, большей частью, сохранились
Большое спасибо за добавления.
Добавил на карту, в ближайшее время сфотографирую.
Добавил дом на ул. Новослободская д.10, стр.1.
Большое спасибо Сергею Бурину за наводку.