Карта архитектуры МОСКОВСКОГО МОДЕРНА

Начинаю знакомство с московским модерном с созданием карты, это около 128 зданий работы таких известных архитекторов, как Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, Р. И. Клейн, И.В. Фомин И.В. и других. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал, ЦУМ (бывш. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева и многие другие. В последние двадцать лет стиль вновь вошел в архитектурную практику под видом постмодерна. В ближайшее время планирую выкладывать рассказы и фотографии каждого здания, а с помощью карты Вы сможете распланировать и совершить незабываемое путешествие по Москве эпохе модерна 1898-1912 годов…

Карта московского модерна


Интерактивная карта архитектуры Московского модерна.
 

Модерн в переводе с французского означает "современный". В разных странах этот стиль называли по-своему. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем. Он возник на рубеже 19-го и 20-х веков, и существовал очень недолго – около двадцати лет.

Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название "модерн" говорит о том, что это нечто новое и оригинальное.

Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Модерн стал стилем, который совмещал в себе стремление совместить практичность и искусство, сделать прекрасным привычное и повседневное.

Недолговечность этого архитектурного стиля объясняется стремительным развитием исторических событий, характерным для начала 20-го века. В условиях растущей потребности жилья архитектурные излишества модерна были не нужны и только мешали.

Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила по показателям все другие крупные города Европы.

Всего за два десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку.

Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать ценителей архитектурного искусства.

Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание.

Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами "века машин".

Московский модерн в исполнении Л.Н. Кекушева – это настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее.

Еще одно здание – особняк Кекушевой на Остоженке – это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре.

Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.

Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву.

 
Список литературы:
1. М.В. Нащокина "Московский модерн", 3-е издание, 2011 г.
В комментариях Вы можете:
1. Предложить другие объекты московского модерна.
2. Предложить перенос точки координат объекта на карте.
3. Присылать ссылки на фотографии.
  • Current Music: Kaiben - City Limits
promo deadokey february 13, 22:00 8
Buy for 50 tokens
Мы приглашаем Вас отправиться на родину русской лаковой миниатюры – село Федоскино Мытищинского района.  Именно отсюда распространилась особая технология изготовления лаковых предметов, которая стала применяться в других центрах лаковой миниатюры на папье-маше - «Палех», «Мстера» и «Холуй».…
Я бы предложил map points сменить на обычные "с носиком". Домик, конечно, красивый и в тему, но, когда метка занимает почти квартал - сие не есть удобно для конечного пользователя и его понимания.
Да, обычные смотрятся удобно. Я думал о стилизации, например, сделать тот же домик и внизу он сужается в носик или сделать map points в виде цветков, подходящих для модерна, например ирисы.
Ну, на мой скромный взгляд, можно было бы использовать в качестве метки какой-нибудь маскарон - допустим, женское лицо в стиле валькотовского Lady's hеad, или же ещё какой-нибудь декоративный элемент эпохи модерна, такой же узнаваемый. Думается, подобный вариант смотрелся бы лучше, чем конкретная постройка, как в случае с особняком Рябушинского.
Но это так, частное соображение. А в целом - отличная карта. СПАСИБО!
А я сейчас в своих запасах фоток пороюсь и пришлю на почту что-то из того, что могли бы хорошо подойти для этой цели.)
Буду ждать)
А если еще рисовать в векторе умеешь, то вообще супер)
Ну как сказать... умел когда-то в CorelDraw лепить какие-то простенькие вещи.
Но это было давно, сейчас у меня и Корела-то нету на ноутбуке.((
Я раньше лепил в иллюстраторе)
Попробую из фотографии трассировать вектор, может что-то получится концептуальное.
Да, над иконкой лучше поработать.
Во всплывающие подсказки можно ставить и фотографии.
Над иконками будем работать...
Фотографии будут вставлять по мере выкладывания постов по каждому зданию, вот для примера
http://deadokey.livejournal.com/59112.html

для этого здания уже есть фото в описании на карте
Ну супер. Я видимо недокликал до того примера.
На мое ИМХО лучше ставить фотографии полного фасада здания. Но это ваш проект и вам решать )
У каждого здания есть какая-то особенная деталь, которая привлекает человека.
А дальше он уже может кликать и смотреть общий вид здания. В этом случае карта получается более художественная, чем справочная)