Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ, Московская область, Одинцовский район (часть 3)

Заканчиваю свой рассказ об усадьбе Введенское картинами Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова. Мария Якунчикова провела детство во Введенском, усадьбе своего отца. 1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Усадьба Введенское также становится декорацией для нереальных девушек Борисова-Мусатова, призрачных как туманное марево. Русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд», здесь он пишет такие полотна, как: «Отблеск заката»,  «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества». Известный хужожник В.Д. Поленов был правнуком архитектора Введенского Н.А. Львова. Поленов хотел выкупить имение, которое проектировал его прадед, но его опередил Шереметев...

усадьба Введенское


Усадьба
ВВЕДЕНСКОЕ


Часть 3.
Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой
и Виктора Борисова-Мусатова.



Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины,
Якунчиковы, Шереметевы, Гудовичи




М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й


Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3. Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.


Старые фотографии

усадьба Введенское
Начало XX века. Из собрания Звенигородского музея.
 

Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия — 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) — русская художница.

Родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время находились на отдыхе её родители. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный в то время предприниматель и меценат, коммерции советник, владелец усадеб «Черёмушки» и «Введенское». Мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова.

Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашен художник Н. А. Мартынов. В 1882 году её сестра Наталья вышла замуж за художника В. Д. Поленова.

усадьба Введенское
Начало XX века. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
 
усадьба Введенское
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год.
 
усадьба Введенское
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год.
 
 
 
усадьба Введенское
1916 г. Вид на реку Москва. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год.
 

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать

Уже впоследствии Поленов хотел выкупить Введенское, имение, которое проектировал его прадед, но ему «помешал» Шереметев.

 
усадьба Введенское
1916 г. Источник: журнал "Столица и усадьба", №59, 1916 год.
 
усадьба Введенское
1919 г. Из собрания Звенигородского музея.
 
усадьба Введенское
1925-1950 г. Из собрания Звенигородского музея.
 

У Марии Якунчикой завязалась крепкая дружба с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной. В 1885 году Якунчикова стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию. Осенью 1889 Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырех лет. В России Мария Васильевна работает в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцеве и вблизи Звенигорода. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.

С 1894 Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работает, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву. Она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896).

 
усадьба Введенское
1965 г.
 
усадьба Введенское
1974-1980 г. Источник.
 

В 1896 году М. Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.

1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка.

Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 г. в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением.

 
усадьба Введенское
1980-1987 г.
 
усадьба Введенское
1993 г. Автор: Денис Ромодин.
 

В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулез. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у нее вновь открылся диагностированный ещё в конце 80-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Буржери был куплен дом.

27 декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В петербургском журнале «Мир искусства» в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный С. Дягилевым, главным редактором журнала.

Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть ее произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.

 
усадьба Введенское
1993 г. Автор: Денис Ромодин.
 
усадьба Введенское
1993 г. Автор: Денис Ромодин.
 
усадьба Введенское
1993 г.
 
усадьба Введенское
1994 г.
 
усадьба Введенское
1994 г.

Арт


усадьба Введенское
1. 1812 год. И.И. Подчаский. Усадьба Введенское. Вид с берега реки.
Ипполит Иванович Подчасский или Подчаский (1792— 19 марта 1879) — русский чиновник (действительный тайный советник, сенатор) и художник-любитель. Ему принадлежит также акварельный вид усадьбы Поливаново.
 
усадьба Введенское
2. 1897 год. М.В. Якунчикова-Вебер. Из окна старого дома. Введенское.
 

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».

 
усадьба Введенское
3. 1904-1905 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Сон божества.
 
усадьба Введенское

4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Отблеск заката.

 

С 1898 год жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 — в Подольске и Тарусе.

В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки.

...Зубриловка оставила яркий след не только в творчестве, но и в личной судьбе Борисова-Мусатова. Встретив в Москве на выставке после нескольких лет разлуки Е.В.Александрову, он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе. Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Хотя жизнь надолго разводила их, хотя художник испытал немало неразделенных увлечений другими женщинами, именно Елена Владимировна станет его женой и матерью его дочери, которую назовут романтическим древним именем Мариамна. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» — наиболее яркой и радостной из всех его картин. «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда...» — пишет он невесте. — «И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком».

Но вот грядет осень 1902 г., Борисов-Мусатов остается один в усадьбе — он тяжело переживает это время года. Картина «Призраки» — две грани, два полюса его душевного мира. Гармония счастья и тревога утраты, осеннее умирание надежд как предчувствие собственного осеннего ухода. А

в 1903 г. художник создает «Изумрудное ожерелье». Для этой картины он долго работал над этюдами дубовых листьев, обозначивших музыкальный ритм полотна. На шее одной из девушек — ожерелье с большим изумрудом, от которого изысканный зеленый тон распространяется по полотну. В этом и других полотнах запечатлен образ женщины, ставшей близким другом художника, — Надежды Станюкович. Она и ее муж Владимир Станюкович скрашивали своей дружбой саратовскую жизнь Борисова-Мусатова. Н.Ю. Станюкович стала одной из «женщин прекрасных», которых называют «мусатовскими», также как и его краски.

 
усадьба Введенское
4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Парк погружается в тень.
 
 
усадьба Введенское
4. 1904 год. В.Э. Борисов-Мусатов. Пастораль.
 

В конце 1903 г. семья Борисова-Мусатова снимается с места, и вот уже они под Москвой, в Подольске. Милое захолустье, очарование которого усиливается от близости к Москве, к выставкам, к товарищам по искусству. Здесь Борисов-Мусатов нашел свою третью усадьбу—Введенское близ Звенигорода. Но картинный холст уже тесен художнику. Он грезит о стенах, украшенных росписью: «Какое это наслаждение, должно быть, работать на холстах по нескольку метров. Не знать предела своей энергии, своей фантазии, широким потокам краски!» В нем бушует талант монументалиста, выхода которому так и не найдется. Замысел росписи частного особняка останется неосуществленным, но эскизы к нему — цикл больших акварелей «Времена года» — относятся к лучшим работам Борисова-Мусатова.

Борисов-Мусатов гостил с семьёй в подмосковной усадьбе Введенское. В это же время там собралась большая художническая компания, близкая В.Э. Борисову-Мусатову. Во Введенском художник создал картину «Отблеск заката», а позже, работая над эскизами фресок к росписям особняка госпожи Дерожинской, в эскизе «Сон божества» использовал тот же пейзаж. Сюжет прогулки двух девушек, их одежда: жёлтое платье с оборками и синий кринолин с накидкой картины «Отблеск заката» и эскиза «Сон божества» очень близки с пастелью «Последний день».

Последние месяцы жизни Борисов-Мусатов провел в Тарусе — тихом городке на берегу Оки. Здесь, в домике на холме, он создал свои тончайшие лирические пейзажи «Куст орешника» и «Осенняя песнь». Последней картиной стал «Реквием», задуманный в память о недавно умершей Н.Ю. Станюкович. Но мы не можем не чувствовать, как художник предощущает и свой собственный скорый конец... «Мусатовские девушки» проводили и оплакали своего творца.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.

Граф Шереметев отдает Введенское своей дочери - невесте графа А.В.Гудовича. В 1912 г Гудович  разбирает деревянный дом  и переводит его в камень, ничем  не нарушив львовской архитектуры.  Кутаисскому губернатору и крёстному отцу будущего поэта В.Маяковского, графу Гудовичу суждено было стать последним в бесконечной череде владельцев усадьбы.

 
усадьба Введенское
5. Во Введенском Борисовым-Мусатовым написан хранящийся ныне в Радищевском музее
неоконченный этюд "Танцующие фигуры"
.
 


В лицах


усадьба Введенское
1. Автоном Михайлович Головин, в некоторых источниках — Автомон (7 октября 1667 — 3 июля 1720) — русский военачальник, генерал от инфантерии, сподвижник Петра I. Введенское ему принадлежало до середины XVIII века .
Источник: Бобровский П. О. История Лейб-гвардии Преображенскаго полка, [1683-1900]: с портретами, планами, изображениями, автографами. Т. 1. - Санкт-Петербург, 1900.
 
усадьба Введенское
2. Первая хозяйка и насельница усадьбы, Е. Н. Лопухина.
Репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.
 
усадьба Введенское
3. Анна Петровна (1777-1805) и Екатерина Петровна Лопухины (1783-1830).
Автор: Харлоу Джордж Генри.
 
усадьба Введенское
4. Львов, Николай Александрович. Архитектор усадьбы. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780-е, холст, масло.
 
усадьба Введенское
5. Виктор Борисов-Мусатов (фрагмент автопортрета, 1904-1905).
 
усадьба Введенское
6. Мария Якунчикова. Работа над панно "Девочка и леший".
В 1898 году у Марии рождается сын Степан. Казалось бы, теперь у нее есть все для счастья - любимый ребенок, любимый муж. творчество... Но осенью того же года она получает из России известие о смерти своего лучшего друга и единомышленницы Елены Поленовой. Это повергает Якунчикову-Вебер в состояние глубочайшей депрессии. В личном письме она признается: "...Даже Степка, которого, помните, я так хотела, ...не возбуждает во мне больше восторженной радости". Глубокая тоска плохо сказывается на здоровье - дремлющий туберкулез дает себя знать. Мария ищет спасения в работе и активно занимается оформлением Русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. Она готовит гигантское панно (З на З,6 м) "Девочка и леший", в котором сплетаются мотивы русских сказок, языческих верований и картины родной подмосковной природы.
 
Видео
Война и мир. Фильм 1. Перемотать на время 40.40..
В Введенском снимались те эпизоды киноэпопеи «Война и мир», где показана усадьба старого князя Болконского «Лысые Горы».
</div>


Старые карты


усадьба Введенское
1700-1800 год.
 
усадьба Введенское
1797 год.
 
усадьба Введенское
1797 год.
 
усадьба Введенское
1821 год.
 
усадьба Введенское
1843 год.
 
усадьба Введенское
1860 год.
 
усадьба Введенское
1890 год
 
усадьба Введенское
1925 год
 
усадьба Введенское
1942 год
 
усадьба Введенское
1942 год
 
усадьба Введенское
1982 год
 
усадьба Введенское
2004 год
 
усадьба Введенское
2006 год
 
усадьба Введенское
2008 год
 
усадьба Введенское
2012 год
 
усадьба Введенское
План первого этажа.
 
усадьба Введенское
План второго этажа.
 
усадьба Введенское
Фасад.
 
усадьба Введенское
Разрез.
 
На карте усадеб моего жж.

Ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/Введенское_(усадьба)
http://0valia.livejournal.com/8667.html
http://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html
http://allformgsu.ru/load/rekonstrukcija_usadby_vvedenskoe/83-1-0-508
http://archi.ru/press/russia/727/zerkalo-dushi-veka-vvedenskoe-arhitektor-n-lvov
http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=5873
http://www.akra-city.ru/samye-znamenitye-usadby-rossi/vvedenskoe.html
http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=5871&s=e10b587ff5ea69917bb802e95b32e485&bt=135262
http://e-strannik.livejournal.com/50591.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Якунчикова,_Мария_Васильевна
http://yakunchikova.com/expositions/expositions.html
http://mosday.ru/photos/?61_90
http://zvenmuseum.ru
https://pastvu.com/p/145537
https://pastvu.com/p/142856
https://pastvu.com/p/145535
https://pastvu.com/p/159198
https://pastvu.com/p/145696
https://pastvu.com/p/145696
https://pastvu.com/p/142855
https://pastvu.com/p/159197
http://tatiana257.livejournal.com/10192.html
http://parusa-chg.livejournal.com/15193.html
http://le-onora.livejournal.com/23694.html
http://history-of-art.livejournal.com/288472.html
http://spb300.osis.ru/alternativa/arxitekt/lvov.htm
http://eho-2013.livejournal.com/31454.html
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post221529690
http://ru.wikipedia.org/wiki/Львов,_Николай_Александрович

Спасибо, есть что добавить?

promo deadokey april 16, 10:11 4
Buy for 50 tokens
Вы когда нибудь ходили на водевиль в усадьбу? И я не ходил. А вы играли перед водевилем в крокет? И я тоже не играл в крокет перед водевилем. А вы ели щи с ананасом перед игрой в крокет и водевилем? И я не ел. А вы умеете писать каллиграфическим почерком? И я не умею. Однако, у нас есть все шансы…
Спасибо! Я не знал, что Борисов-Мусатов имел отношение к Введенскому.
Некоторые материалы про Введенское имеются в Поленове - например, изображение усадьбы висит
в "Портретной", где экскурсантам рассказывают о предках В.Д. Поленова - там и про Львова кое-что сообщают.
Несколько работ Якунчиковой хранится там же, но в запасниках.
Пожалуйста! Теперь у меня в планах Поленово и московские Черемушки.
Спасибо огромное!
Какая историческая усадьба, мне казалось Борисов-Мусатов всё это на Волге писал, а оказывается - самое ближнее Подмосковье. И Война и мир тут снималась! Теперь должна обязательно уговорить маму поехать в этот санаторий, (у неё туда путёвка может быть со скидкой).
Пожалуйста)
В этом году будет обновлен парк, самое красивое время для посещения - конец мая.
У Борисова-Мусатова были свои приёмы работы. Задумав живописное полотно (наиболее частым сюжетом становились "дамы в пейзажах"), он предлагал своим знакомым дамам (сестре, жене, их подругам) совершить прогулку по усадебному парку в платьях прошлых эпох (часть платьев специально шила мама Виктора), во время которой художник делал многочисленные снимки своим Кодаком. При этом Борисов-Мусатов заранее просил дам-помощниц НЕ позировать ему, а оставаться естественными...
Проявленные кадры помогали художнику впоследствии найти наилучший вариант КОМПОЗИЦИИ для будущего полотна. Такой способ "анализа нануры" (если можно так выразиться) Борисов-Мусатов ни в коем случае не скрывал, наоборот, он настоятельно рекомендовал своим коллегам не пренебрегать "участием фотоаппарата" в подготовительном этапе работы над картиной...
Будучи преданной фанаткой творчества Борисова-Мусатова я многократно организовывала подобные тематические прогулки: способ прекрасно работает!!! Ты сразу понимаешь, какие детали на будущей картине надо оставить, какие убрать. Кроме того, благодаря сделанным фотографиям художник мог продолжить работу в мастерской (в помещении) в любое время года: натура была всегда перед глазами.
Простите за столь долгое "эссе" - я просто очень люблю творчество Виктора Эльпидифоровича))