deadOKey (deadokey) wrote,
deadOKey
deadokey

МКЖД. Возвращение истории. Станция ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ

Воробьевы горы - это самая первая построенная станция на Окружной железной дороге. Ее строительство было завершено в начале 1907 году.

Для принятия индивидуального проекта для пассажирского здания послужили несколько причин. Во-первых, сложная территория, расположенная в непосредственной близости к Москве реке, вызвала необходимость создания искусственной насыпи для проведения железнодорожных путей, с целью обезопасить их от разлива Москвы-реки, что могло нанести ущерб инфраструктуре и движению. В связи с этим насыпной уровень путей с оригинальным уровнем земли расходились в несколько метров, что привело к необходимости строительства двухэтажного здания вокзала и размещения платформы с пассажирским дебаркадером консольной системы и пассажирскими залами на втором уровне.

Во-вторых появлялась необходимость (в том числе и из экономии средств) для проектирования единого здания для обеспечения пассажиропотока, функционирования и управления станции, а также проживания обслуживающего персонала.

Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

В результате этих объективных причин, архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект вокзала, включающего в себя пассажирские залы 3х классов, багажные помещения, контору начальника станции, телеграф, служебные квартиры для персонала, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
2.
 
Чтобы попасть на историческую станцию, нам надо найти выйти на новой станции "Лужники", пройти вдоль путепровода, построенного в 1955-1956 годах.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
3.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
4.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
5.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
6.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
7.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
8.
 

На дебаркадере, в современном оформлении мы с Вами можем увидеть расположенные по контуру фонари. Однако, как мы уже писали ранее, они не оригинальные. Нынешние фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, и только после его демонтажа (вероятно не в столь далекое время, точная дата неизвестна), сохранившиеся столбы стали использовать как фонарные.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
9. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Фасад со стороны путей.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
10. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Фасад со стороны путей.
 

Из прочего художественного оформления станцию отличает от типовых проектов вокзалов использование арочных окон, фланкированных пилястрами с замковым камнем, одно центральное доминантное окно, увенчанное архивольтом, легкой рустовкой цокольного этажа , два ризалита, завершенные двускатной крышей с люкарнами (обрамлены пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором) и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза. А карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
11.
 

Стоит обратить внимание, что передний и задний фасады здания симметричны до мельчайших деталей, кроме центральной части, на которой, в связи с размещением дебаркадера, пришлось отказаться от доминанты арочного окна.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
12.
 

К 2000 году в связи с завершением использования станции все пути были разобраны.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
13. Вид на пассажирское здание. 2000 г. Завершение работ по разбору путей.
 

А вот если сравнить правый и левый ризалиты, то тут бросается в глаза различие в декоративном оформлении окон. При сравнении архивных фото (включая проектные чертежи) с современными приходим к выводу, что утраты декора были механические в процессе эксплуатации здания, и вероятно уже не подлежали ремонту.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
14. Лепной декор на стене фасада со стороны путей.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
15. Светильник в виде бра над входной дверью со стороны путей. Стилизован под исторический.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
16.
 

Между первым и вторым этажами пассажиры перемещались по четырехъярусной лестнице с элегантными узорными чугунными перилами.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
17.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
18. Оригинальные столбы, не оригинальные светильники на дебаркадере.
 

Пассажирские залы находились на втором этаже, с которого был непосредственный проход по дебаркадеру к платформе. В левой части здания (со стороны путей) находился зал для I и II классов пассажиров и буфет. В правой части – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
19. Завершение ризалита в форме двускатной крыши с люкарной.
 

На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении. С обоих боковых фасадов здания располагались дополнительные выходы на улицу. С левого был вход на лестницу к подвалу, а с правого можно было войти к дополнительной винтовой лестнице, которая вела ко всем этажам (вероятно, служила как дополнительная пожарная).

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
20.
 

Как и на многих станциях, рядом с пассажирским зданием со стороны путей по обеим сторонам находились пакгауз и отхожее место. В связи со сложной спецификой окрестностей, расположение и строительство иных железнодорожных объектов было невозможно.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
21.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
22. Конструкция дебаркадера.
 

Хочется обратить внимание на изменение главной входной группы. В связи с понижением уровня земли в районе здания, фундамент поднялся практически на целый этаж, и в настоящее время бывшее подвальное помещение выходит окнами на улицу. В связи с этим возникла необходимость пристройки лестницы к центральному входу в здание. Существенных изменений в художественном оформлении это не принесло, однако были утрачены массивные осветительные фонари в виде бра по обеим сторонам от входной двери.

 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
23.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
24. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
25. Пассажирское здание (вокзал), начало 1980 гг. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
26.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
27. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
28. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
29. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
30. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
31. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Вид со стороны подъезда.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
32.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
33. Люкарна крыши ризалита, обрамлена пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором.
 
Станция Воробьевы горы. МКЖД. Возвращение истории
34.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Tags: А.Н. Померанцев, Воробьевы горы, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2016, эклектика
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo deadokey march 30, 12:00 6
Buy for 100 tokens
Тверская область – это удивительный край, который раскинулся между двумя столицами: Москвой и Санкт-Петербургом. Этот регион богат прекрасной природой, красивыми усадьбами и величественными храмами. Недавно я подписал соглашение о сотрудничестве с Министерством туризма Тверской области. А это…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments